Лекция 1. Теоретические основы социальных технологий

Лекция 1. Теоретические основы социальных технологий

 

1. Роль технологизации социального пространства как инновационного метода управления

 

Одним из глобальных противоречий современного мира яв­ляется резкое отставание темпов социального прогресса от науч­но-технического прогресса. Достижения в области науки и техники создают благоприятные возможности для строительства сбалансирован­ного социального пространства, обустроенного социального дома. Современные технические средства, методы генной инже­нерии, достижения медицины способны избавить человечество от болезней, голода, удовлетворить творческий потенциал человека. С одной стороны, это открывает перспективу без­граничной власти человека над природой, с другой – требует от человечества возрастающей ответственнос­ти за использование наукоемких тех­нологий, современных методов управления социальными про­цессами, сохранение жизни на Земле. Парадоксально, но такая ответствен­ность не возрастает, а падает.

Одна из причин такого явления – низкий уровень развития социальных технологий в различ­ных сферах общественной жизни, в том числе и в области управления экономикой, край­не нерациональное их применение. Сложилось противоречие между огромным интеллектуальным потенциалом науки, культуры, образования, передовой практики и уровнем использования со­циально-технологического знания в различных сферах общест­венной жизни, в том числе и в повышении эффективности управленческой деятельности.

Поэтому в условиях нарастающих глобальных социальных изменений во всем мире в управленческой практике все в большей мере утверждается иннова­ционный метод освоения социального пространства – его технологизация. Социальные технологии выступают как интел­лектуальный наукоемкий ресурс, позволяющий не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на жизнь, полу­чать прогнозируемый социальный результат, повышающий качество жизни.

С помощью социальных технологий можно свое­временно разрешать социальные конфликты, снимать социаль­ное напряжение, предотвращать катастрофы, рис­ковые ситуации, принимать оптимальные управленческие реше­ния. Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытого потенциала социальных систем, получения общест­венно полезного результата при наименьших затратах.

Таким образом, возникает новое научное и практическое направление – управленческая социальная инноватика, в котором ключевое значение приобретают технологии государственного и муниципального управления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны понимать проблемы развития социума на глобальном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях, свою роль в развитии общества, предлагать научно обоснованные методы их решения, принимать меры по социальной защите населения и развитию социального потенциала.

 

2. Основные понятия концепции технологизации социального пространства

 

Первоначально под технологией понималась совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда посредством применения средств труда, приводимых в действие рабочей силой. Общетехническое зна­чение технологии состояло в том, что она раскрывала наиболее рациональные пути построения и организации производственно­го процесса.

Более широкую трактовку понятия технологии предложил болгарский философ Н. Стефанов: «Там, где человек активно и целенаправленно относится к окружающим его про­цессам, где он стремится сознательно и планомерно изменять природную и социальную среду, там в принципе возможна технология» [39, с. 182].

По мнению Бирюкова Д.В., технология – это набор операций (или действий), объединенных общей целью и гарантирующий достижение этой цели в том случае, если при выполнении операций используются условия, предусмотренные технологией (в производстве они называются ТУ – технические условия) [23].

Значит, технология есть социальная форма коллективной общественной прак­тики, способ регулирования, контроля и управления взаимо­действием между предметом труда и орудием труда, его техно­логическим содержанием.

В ходе целенаправленной коллективной общественной практики материально-вещественные компо­ненты соединяются в единое целое. Образуется технологический способ освоения социального пространства.

Технология позволяет лучше уяснить механизмы взаимосвя­зей в системе природа-материальное производство-общест­во-человек-наука и другие стороны общественной жизни. Появляются новые моменты во взаимоотношениях об­щества и природы (например, угроза экологического кризиса), внутри самого общества. Общество сознатель­но формулирует новые целевые установки, порож­даемые, потребностями данного технологического способа произ­водства, обязывают науку разрабатывать новые, экономные, рациональные технологий для достижения поставленных целей.

Значение технологии заключается прежде всего в том, что она делает человеческую деятельность более рациональной, включая в нее только те процессы и операции, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Отсюда, технологию в широком смысле правомерно определить как сферу целенаправленной деятельности человека, организо­ванной на новейших достижениях технических и социальных наук. Тогда с полным основанием можно говорить не только о технологии производства конкретных видов матери­альной продукции, но и о социальных технологиях, включая технологии государственного и муниципального управления.

Наряду с понятием «социальное управление» все большее признание в общественных науках получает понятие «социальная техноло­гия». Рассматривая социальную технологию, Стефанов Н. сформулировал [39]:

– «В самом общем виде можно принять: социальная технология — это деятельность, в результате кото­рой достигается поставленная цель и изменяется объект деятель­ности ... Социальная технология — это предварительно опреде­ленный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели или задачи»;

– «чтобы деятельность получила право назы­ваться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в опреде­ленной последовательности».

Социальная технология – это определенный способ достижения поставленных общественных целей. Сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности, операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно.

По мнению Лупенковой Е.Ю., под социальной технологией можно понимать деятельность по организации и изменению другой деятельности. Для этого необходима реализация комплекса методов, правил, программ, которые предлагаются конкретным социальным группам или индивидам. Социальные технологии многообразны по своему содержанию и воплощению, поскольку многообразны и социальные отношения [31].

Стефанов Н. предложил выделить в про­цессах социальной технологии несколько процедур:

- опреде­ление цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии;

- построение системы крите­риев для выбора возможных вариантов;

- обозначение круга возможных вариантов;

- выбор оптимального варианта;

- внед­рение избранного варианта.

Предметом технологизации являются:

- внутриличностные процессы (например, процесс самовоспи­тания);

- процессы, происходящие непосредственно между двумя или несколькими индивидами (например, процесс лидерства);

- процессы, происходящие в отношениях между индивидом и группой (например, процессы адаптации или дезадаптации);

- процессы, происходящие внутри группы (например, процес­сы организации или дезорганизации);

- процессы, происходящие в отношениях между группами (на­пример, процессы национального самоопределения или интерна­ционализации);

- процессы, происходящие внутри отдельного общества (на­пример, процессы социальной мобильности, дифференциации и ассимиляции);

- процессы, происходящие внутри человечества или глобально­го общества (например, процессы демилитаризации или межго­сударственной интеграции).

Социальная технология всегда детерминирована обществен­ной проблемой и направлена на ее решение, вначале в процессе социодиагностики, познания, затем – технологизации. Поэто­му, выдвигая задачу фундаментального или прикладного соци­ологического исследования, социолог сначала ориентируется на технологию диагностики общественной проблемы (программа исследования), а потом на технологию получения конечного результата.   Поэтому социальные технологии не могут быть абстрактными, их построение обычно исходит из логики самого социологического исследования, отражая суть конкретных явле­ний. Чем выше уровень этого совпадения, тем обычно эффектив­нее социальные технологии, которые призваны решать общест­венные проблемы адаптивными методами, воздействовать на процессы в соответствии с целями управления.

 

3. Признаки технологизации социального пространства

 

Первым признаком технологизации является разграничение, разделение, расчленение процесса, деятельности на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции.

Смысл указанной процедуры заключается в точном определении требо­ваний, предъявленных к субъекту, действующему по данной технологии; в обеспечении нормального развития процесса. Чем точнее степень соответ­ствия описания процесса его объективной логике, тем реальнее возможность достижения высокого эффекта деятельности. В силу этого жизнеспособными становятся те технологии, которые учитывают требования объективных законов и на этой основе ориентируют социальный субъект на целесообразные действия, на оптимальные решения с учетом достижений науки, сочетания традиционного и инновационного опыта.

Второй признак любой технологии – этапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последова­тельность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. У субъекта всегда остается возможность «вме­шаться» в объективный ход процессов, изменить их порядок, установить ту или иную последовательность и темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся обстоятельств.

Некоторые современные технологии (например, в производ­стве кристаллов) позволяют в течение нескольких дней или часов получить материалы, которые природа создавала годами и столетиями. Аналогичными возможностями в не меньшей сте­пени обладают социальные технологии, которые позволяют «сжать» социальное время. Появление технологии – наглядный пример умения личности диалектически сочетать объективное и субъективное в достижении могущества человека, овладевшего законами природы и общественного развития.

Третий существенный признак. Каждая технология предусматривает однозначность выполнения вклю­ченных в нее процедур и операций. Это решающее условие   достижения   результатов, адекватных поставленной цели.  Чем значительнее отклонения в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответ­ствующий ожидаемому. Для технологии социальной деятельнос­ти возможен гораздо больший диапазон отклонений, чем для производственных технологий, но и в первом, и во втором случаях отклонения возможны только до определенных границ, за которыми вместо творчества начинается уже субъективизм, приводящий к снижению эффективности управления.

 

4. Управленческая технология как проявление социальной технологии

 

Управленческая технология есть одно из проявлений социальных технологий, отражающее и организующее непосредственно управленческие процессы.

Управленческая технология – это системное соединение научного знания, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций управления, возможностей и элементов управленческой деятельности.

При этом следует подчеркнуть, что если исследователь, соци­альный технолог, менеджер в социальной сфере встречаются с новой общественной проблемой, не имеющей аналогов решения, то речь идет об инновационной технологии. Если же новая задача технологически уже решена и речь идет о тиражи­ровании, распространении технологий, обучении персонала уп­равления уже известным способом решения назревших проблем, то такие технологии составляют класс традиционных или рутин­ных.

Нужны не просто социальные технологии управления, а именно инновационные технологии управления по всем важнейшим аспектам орга­низации и функционирования государственного (муниципального) управления, прежде всего стратегического планирования. Причем речь идет не о придании новых наименований старым, бюрократическим процедурам и операциям, не о простом оснащении чиновничьих кабинетов современными электронными средствами, а о качественно новом осмыслении государственного и муниципального управления. Инновационные технологии, если они реально состоятся в государственном и муниципальном управлении, должны вызвать глубокие преобразования во всей системе, обеспечить рациональность и эффективность управленческой деятельности государственного аппарата.

Особый интерес для государственного строительства представляют технологии прорыва. Они исполь­зуются в период модернизации общества, изменения целей, структур, что требует принятия нетрадиционных, принципиаль-но новых решений.

«Прорыв» – это стремительное продвижение вперед за счет инновирования знаний, использования ноу-хау, наукоемких технологий.

В числе принципов построения технологии прорыва выделя­ются: неординарная комплексная оценка проблемной ситуации; выявление приоритетов и всех ресурсов развития; непрерывный поиск организационных структур и механиз­мов, способных привести ресурсы в движение.

Предпоисковая стадия развития предполагает: освобождение от стереотипов мышления, снятие всяких табу, традиционно установленных правил и принятых условий. Более того, различ­ные ограничения, консервативные решения рассматриваются как потеря инновационного шанса, возможности принятия радикаль­ных мер.

Обычно разрабатываются технологии инновирования среды, направленные на развитие творческих способностей, раскрепо­щенное видение новых горизонтов решения проблемы, открытие новых возможностей. Переподготовка кадров нацеливается на инновирование прежде всего ядра управления, от деятельности которого зависит принятие ответственных решений. Создается «поле» их инновационного стратегического мышления, оно по­степенно расширяется. Происходит втягивание в него инерцион­ного пространства, от мотивации человеческого наполнения ко­торого зависит расширение прорыва, его стратегический и так­тический успех или провал под влиянием инерции, консерватиз­ма, стереотипов мышления, действующих активно и в течение длительного времени. Профессиональная творческая интуиция управляющих раскрепощается и переключается на видение проблемы с позиций будущих и настоящих механизмов ее решения.

Первый резерв прорыва – желание и политическая воля изменить ситуацию. Второй – гражданская позиция, мобилизация стратегических ресурсов. Третий – поиск нетрадиционно мыслящих людей, прежде всего профессионалов, экспертов, способных предложить инновационные научные методы, модели исполнения социального заказа.

Платформой для совершения инновационного прорыва в управлении должно стать накопление потенциала развития: интеллектуальных, управленческих, ду­ховно-нравственных и кадровых ресурсов общества. Именно они обеспечивают сбалансированность всех элементов модернизации общества, способствуют более правильному использованию тради­ционных ресурсов, во многом определяют содержание национальной модели модернизации, последовательность и вре­менные параметры переходных мер.

Инновационное управление базируется обычно на широком использовании научных данных, разработке ряда альтернативных проектов модернизации, свободном соревновании идей. Из них государственная политика формирует гибкий политический курс, учитывающий коренные интересы всех общественных сил, постепенно достигая их гармонизации, а не конфронтации. В период модернизации в систему мотивационных перемен неизбежно включаются: демократизация всех общественных институ­тов, более широкое участие всех в управлении общественными делами, широко практикуется участие рабочих в управлении производством и распределении прибыли, что позволяет получить более высокую мотивацию труда и его производительность, качество продукции, помогает преодолеть бюрократизм управленческих структур, социальные, и трудовые конфликты.