Лекция 7. Избирательные технологии

Лекция 7. Избирательные технологии

1.  Избирательные системы в формировании представительных органов власти

В основу определенных должностей государственной и муниципальной службы положен избирательный принцип, что усиливает влияние непосредственных интересов избирателей на отдельные категории государственных и муниципальных должностей.

Избранию в государственную и муниципальную власть подвергаются представители всех трех ветвей власти: законодательной – депутаты представительных органов, исполнительной – главы местных администраций (мэры), судебной – отдельные категории судей.

Особенность традиционных избирательных систем связана с возможностью широкого участия общественности в выборах, которая представлена:

- в выборах в государственные и муниципальные органы власти – собранием выборщиков, политическими партиями, общественными объединениями;

- в выборах в местные органы власти – непосредственным участием населения, наделенного избирательным правом.

В мировой практике существуют две основные избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система основана на возможности избрания представителей власти как личностей на основе представляемых ими программ. Существует несколько ее разновидностей.

1. Мажоритарная система относительного большинства – система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, чем любой из его соперников. При этом минимум участия избирателей в голосовании обычно не устанавливается. Даже если проголосовал один избиратель, выборы признаются состоявшимися.

Недостаток этой модели состоит в том, что она блокирует вхождение во власть представителей средних и малых партий, тогда как партия-победитель обретает по результатам выборов большое влияние на принятие решений и получает право на формирование правительства. Используется такая модель не часто, в 43 государствах для выбора какой-нибудь палаты парламента, в т.ч. в США.

2. Мажоритарная система абсолютного большинства – это система, при которой победитель должен получить абсолютное число голосов избирателей (50%+1 голос), принявших участие в голосовании.

Преимущество системы в том, что выигрывает действительно тот кандидат, за которого проголосовало большинство. Такая система эффективна при малом числе кандидатов. Если число кандидатов на должности возрастает, то вероятность того, что один получить абсолютное большинство, уменьшается. Если в голосовании принимает участие более двух кандидатов, и никто из них не получает абсолютного большинства, то проводится второй тур выборов по тем же правилам, в котором принимают участие два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

Во втором туре в некоторых странах (Австралия, Мальта) применяется технология альтернативного голосования (система передаваемого голоса), при которой избиратели выставляют свои предпочтения (ранги) кандидатам. Если кандидат, которого избиратель поставил на первое место, получает наименьшее количество голосов, его голос передается следующему кандидату по степени предпочтения пропорционально системе предпочтений, вплоть до выявления реального победителя, который набирает более 50% голосов.

3. Мажоритарная система квалифицированного большинства – это система, при которой избранным считается кандидат (группа кандидатов), получивший большее, нежели 50% + 1 голос, квалифицированное количество голосов. Уровень квалифицированного количества голосов в разных странах разный. Например, в Чили, где палата парламента избирается по двухмандатным избирательным округам, партия, набравшая 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба мандата от округа.

В целом недостатки мажоритарной системы:

- победителем может быть признан кандидат, который набрал в общем меньшее число голосов, чем его соперники, вместе взятые;

- обеспечивает меньшинствам непрямое и непропорциональное влияние в органах власти их действительному количеству;

- прошедшие в представительный орган власти депутаты заинтересованы в представлении интересов исключительно своего округа, меньше обращают внимание на общие проблемы, стоящие перед территориальными сообществами.

2. Пропорциональна избирательная система (голосование по партийным спискам) – система, которая акцентирует внимание не на личностных, а на программных качествах кандидатов.

Преимущества пропорциональной системы в том, что она позволяет учитывать при выборах в исполнительные и законодательные органы власти партийные программы, объединяющие политические ориентации проходящих по спискам депутатов.

Пропорциональная система предполагает избрание кандидатов по партийным спискам в границах единого для всей страны избирательного округа.

Ключевую роль в реализации системы играет избирательный барьер, который должна пройти партия, – установленный минимальный пороговый процент голосов, позволяющий партии иметь своих представителей во власти (1%, 5% или 7%). Чем выше заградительный барьер, тем большее число голосов избирателей за партии, не преодолевшие барьер, распределяются среди победителей. Это недостаток системы.

В рамках этой системы избиратель выбирает не всегда знакомые ему лица, судит о партии по взглядам ее лидера, большая часть списка партии ему не известна.

Избранные по спискам депутаты, не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, что лишает отдельные территории избирать своего депутата в органы власти.

Для исправления этого недостатка во многих странах список кандидатов разбивается на территориальные части, учитывается доля поданных голосов за партию в зависимости от избирательного округа.

Ключевой признак пропорциональной избирательной системы – избирательная квота представительства, устанавливающая определенное соотношение между численностью прошедших в представительный орган власти представителей партий и количеством избирателей, проголосовавших за ту или иную партию.

Исчисление алгоритма избирательной квоты.

По методу Т. Хэра.

В городской округ, насчитывающий 15 тыс. избирателей, необходимо избрать 5 человек, пропорционально представивших основные политические партии.

А – 60 тыс. голосов;

Б- 46 тыс. голосов;

В – 19 тыс. голосов.

Избирательное число Т. Хэра: 125000/ 5 = 25000.

Партия А получает 2 места и остается 10000 голосов.

Партия Б получает 1 место и остается 21000 голосов.

Партия В не может претендовать на место в органе власти.

Оставшиеся два места могут распределяться по остатку голосов кандидата, набравшим наиболее число голосов.

Метод Д`Онта:

Количество голосов последовательно делятся на числа 1, 2, 3, 4 и частное от деления располагаются в убывающем порядке (таблица 2).

 

Таблица 2 – Алгоритм распределения голосов

 

Делитель

Политические партии

А

Б

В

1

60000

46000

19000

2

30000

23000

9500

3

20000

15333

6333

4

15000

11500

4700

 

При обработке результатов выделяют первые по величине пять чисел, по которым определяются партии, получающие места в органе власти. Партия А получает три места (60000, 30000, 20000), партия Б – два места (46000, 23000). Партия В не получает ни одного места.

Иногда складывается такая комбинация голосов, что распределить места за партиями не удается. Поэтому, в некоторых странах существуют дополнительные правила, оптимизирующие порядок такого распределения. В Болгарии число голосов делится на 1, 3, 5, 7 и т.д., в Латвии – на 1, 4, 7 и т.д. В этом случае важны дополнительные правила, установление в законодательстве страны.

На муниципальном уровне используется как мажоритарная система, так и пропорциональная система, причем позиции последней усиливаются, т.к.:

- включена законодательная норма о том, что не менее половины депутатских мандатов в представительном органе власти муниципального района или городского округа с численностью 20 депутатов и более должны распределяться между списками кандидатов, выдвинутых партиями;

- включена законодательная норма в Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, что в случае проведения муниципальных выборов в муниципальном районе число депутатов, избираемых от одного поселения, не должно превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.

- необходимо усилить влияние программных средств на принятие муниципальных решений, предусматривающих повышение ответственности за сопровождение муниципального решения на всю партийную фракцию, выдвинувшую такое решение.

На муниципальном уровне сложилось два направления, применяющих разные механизмы избирательных систем: избрание глав исполнительных органов власти и местного представительного органа власти.

Избрание главы администрации осуществляется по классической мажоритарной системе.

Избрание в представительный орган местного самоуправления может быть как в ходе прямого избрания (по одномандатному округу по мажоритарной системе), так и в ходе непрямого избрания (различные варианты пропорциональной системы).

В Росси избрание в нижнюю палату парламента осуществляется по смешанной системе (пропорциональная модель и выборы по одномандатным мажоритарным округам).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и со статьей 3 Федерального закона от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат). 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей.

Влияние политических партий на выбор кандидатов, участвующих в избирательной компании на уровне мажоритарных округов, остается высоким.

На региональных выборах не менее 25% депутатов законодательного органа власти субъекта Федерации, а в двух палатном парламенте не менее 25% депутатов одной из палат должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Данное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных органов власти городов федерального значения.

Проявление этой тенденции следует связывать с необходимостью развития в России сильных политических партий и повышением значимости политических программ в определении электоральных ориентаций.

 

2.      Избирательный процесс

 

Основные положения избирательного процесса изложены в Федеральном законе от 12.06. 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме».

1.  Основу избирательного процесса составляют процедуры: порядок выдвижения кандидатов в органы власти, организационные принципы проведения избирательно кампании; функции уполномоченных органов, ответственных за проведение избирательных кампаний; порядок финансирования и ведения избирательных кампаний ее участниками и другие.

2.  Правом выдвижения кандидатов в представительные органы власти обладают общественные объединения, собрания избирателей по месту работы, учебы и жительства в соответствии с нормативными актами органов государственной власти субъектов Федерации.

3.  Выдвижение кандидатов проводится путем сбора подписей среди избирателей, обладающих активным избирательным правом. Количество подписей устанавливается законодательством.

4.   Для проведения муниципальных выборов создаются избирательные комиссии, в состав которых не могут входить сами кандидаты, их доверенные лица, близкие родственники, а также лица, находящиеся в административном подчинении депутатов.

5.  Главные принципы работы избирательных комиссий – гласность, открытость, коллегиальность в принятии решений, законность и другие.

Этапы избирательной кампании.

1.  Назначение выборов.

Назначение даты проведения выборов осуществляется решением уполномоченного органа власти или специальным положением закона.

2.  Регистрация и составление списков избирателей.

В списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, достигшие на день выборов 18 лет, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на соответствующей территории. Не включаются в списки избирателей граждане, признанные судом недееспособными и граждане, находящиеся в местах лишения свободы по ступившему в законную силу приговору суда. В списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления могут включаться и иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории данного муниципального образования, если они дееспособны и свободны.

3.  Образование избирательных округов и избирательных участков.

Для проведения выборов формируются избирательные округа – созданные на время выборов территориальные единицы, обеспечивающие пропорциональное деление избирателей для избрания депутатов и выборных должностей. Границы избирательных округов, перечень входящих населенных пунктов, количество избирателей в каждом округе определяются соответствующим представительным органом государственной власти или органом местного самоуправления за два месяца до голосования. Конфигурация округа, его размеры, численность избирателей зависят от характера проводимых выборов (президентские, парламентские, муниципальные).

Выборы проводятся в одномандатных (унимониальные) и многомандатных (полиномиальные) округах. В одномандатных округах избирается один депутат, независимо от числа депутатов, претендующих на одно депутатское место. В многомандатных округах избираются несколько депутатов, количество выдвинутых кандидатов превышает число депутатских мест, избиратель за каждого кандидата голосует персонально.

На территории избирательного округа создаются избирательные участки. Необходимо не допускать пересечения границ избирательных округов границами избирательных участков. Законодательно установлена предельно допустимая норма численности избирателей – не более 3000 на каждый избирательный участок.

4.  Формирование избирательных комиссий.

Избирательные комиссии проводят основную организационную работу по проведению выборов, способствуют соблюдению и защите избирательных прав граждан. Избирательные комиссии законодательно разделены на определенные уровни: Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Федерации, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные и городские) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

5.  Выдвижение и регистрация кандидатов.

Законодательно установлены два основных способа выдвижения кандидатов: выдвижение избирателями соответствующего избирательного округа (в том числе путем самовыдвижения) и выдвижения избирательными объединениями, партиями.

Право на регистрацию кандидатов различается в зависимости от типа выборов и предусматривает, как правило, сбор голосов в поддержку кандидата, если он не представляет парламентскую партию, а также представление перечня документов, позволяющих данному кандидату участвовать в избирательной кампании. Проведение предвыборной кампании.

В процессе предвыборной агитации происходит ознакомление избирателей с кандидатами, их личными и деловыми качествами, политическими пристрастиями, предвыборными программами и т.п., что должно обеспечить формирование у избирателей осознанного выбора наиболее достойного, с их точки зрения, кандидата. Правом на проведение агитации обладают общественные объединения, граждане, партии.

В агитации не могут принимать участие члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении мим своих должностных или служебных обязанностей. Запрещается проведение предвыборной агитации в помещениях избирательных участков. Запрещается опубликование в СМИ результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных подобных исследований в течение трех дней до дня голосования и в день голосования.

День голосования назначается обычно на выходной день или в единый день голосования, время голосования – с 8.00 до 22.00 часов.

6.  Голосование, подсчет голосов и установление итогов голосования.

По общему правилу избиратели голосуют на своих избирательных участках, где они внесены в списки избирателей, в специально предусмотренных помещениях для голосования. Голосование проводится с помощью бюллетеней. В некоторых странах голосование проводится по почте (Швейцария, Великобритания, Дания). Мировой практике известных примеры голосования на выборах с помощью специальных машин для голосования (США). Такая процедура ускоряет процесс голосования.

В России предусмотрено голосование при техническом содействии программы «ГАС-выборы», позволяющей получать итоги голосования в режиме онлайн. Данные об итогах голосования с помощью машин для голосования считаются предварительными, и окончательный подсчет голосов избирателей проводится обычным способом. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования.

Выборы могут быть признаны недействительными или несостоявшимися.

Недействительные выборы признаются соответствующей избирательной комиссией при наличии одного из следующих оснований:

- при проведении голосования или установлении итогов голосования допущены нарушения, которые не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

- выборы признаны недействительными не менее чем на ¼ части избирательных участков;

- выборы признаны недействительными по решению суда.

Несостоявшимися выборы могут быть признаны, если:

- приняло участие меньшее количество избирателей (не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей, при выборах Президента – не менее 50%);

- ни один кандидат не набрал необходимого большинства голосов;

- количество голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, больше, чем число голосов избирателей, поданных за кандидата, получившего по сравнению с другими кандидатами наибольшее число голосов;

- ни один из списка кандидатов не набрал установленного минимума голосов избирателей, требуемого для участия в распределении мандатов (5%, как правило, от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании).

В случае признания выборов несостоявшимися, если ни один из кандидатов не получил большинства голосов, проводится повторное голосование. При повторном голосовании в избирательные бюллетени включаются только два кандидата, набравшие в первом туре набольшее количество голосов.

Во всех остальных случаях признание выборов несостоявшимися или недействительными проводятся повторные выборы. Повторные выборы проводятся в общем порядке, в сроки, установленные соответствующими законодательными актами для каждого вида выборов.

7.  Возможный второй тур голосования или новые выборы.

8.  Оглашение итогов выборов.

Последовательное прохождение каждого из выделенных этапов обеспечивает порядок и условия контроля над легитимностью и справедливостью предполагаемого выбора. Предсказуемость и определенность в механизме избрания выборных органов муниципальной власти гарантирует эффективность ее последующей реализации.

 

3.  Референдум

 

Референдум является институтом непосредственной демократии. Проведение референдумов регламентируется Федеральным законом от 12.06. 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» и Федеральным законом от 28.06.2004 г. № 5-ФЗ «О референдуме в РФ», в котором установлено, что инициатива в проведении референдума принадлежит не менее чем 2 млн. гражданам РФ, имеющим право на участие в референдуме, – при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тыс. из них. На основании этой нормы Президент РФ с согласия Конституционного суда РФ назначает дату референдума.

Закон определит, что проводить референдум одновременно с выборами запрещается, а также при чрезвычайном и военном положении.

Референдум не поводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного органа.

Проведение повторного референдума по вопросу, имеющему по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос на состоявшемся референдуме, не допускается в течение 2 лет со дня официального опубликования его результатов.

 Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

Не все вопросы могут выносится на референдум. Не выносят на референдум вопросы, которые относятся к исключительной компетенции федеральных органов власти:

- об изменении статуса субъекта РФ;

- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, ГД РФ, о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов ГД ФС РФ или о перенесении сроков проведения таких выборов;

- об избрании, назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;

- о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- об избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

- о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ;

- о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

- об амнистии и помиловании.

На муниципальном уровне решение о проведении референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Граждане участвуют в референдуме непосредственно, на добровольной основе.

Голосование осуществляется тайно. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

Принятое решение и итоги голосования подлежат обязательному опубликованию. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ.

 

4.  Новые технологии в избирательном процессе

 

GR-технологии

 

Избирательные технологии связаны с выбором лидеров, значит это должны быть технологии формирования лидерства как деятельности по достижению поставленной цели и изменению социального статуса субъекта деятельности, направленной на организацию электорального процесса и как средства регулирования деятельности по оптимизации демократии.

Избирательные технологии – это социальные технологии регулирования электорального процесса, представляющие собой способ перевода теоретических и практических знаний в социально значимые личностные характеристики субъекта выборной кампании, способствующие эффективному осуществлению ими своих полномочий, исходя из современных задач электоральной акции.

В современное время государственные и бизнес-структуры России нуждаются в диалоге и сотрудничестве. Поэтому GR (Government Relations) становятся все более актуальной сферой деятельности и играют важнейшую роль как для государства, так и для всего бизнес-сообщества.

GR-технологии – это деятельность по выстраиванию отношений между различными общественными группами и государственной властью, включающая в себя сбор и обработку информации о деятельности правительства, подготовку и распространение информации о позициях представляемых групп, влияние на процессы принятия управленческих решений.

GR-технологиям свойственна большая открытость при ведении диалога между властью и бизнесом, снижение роли прямых контактов (так называемый «коридорный лоббизм»), усиление рычагов косвенного влияния, связанного с широким привлечением экспертного сообщества в лице бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики.

Так, в период становления новой российской демократии (руководство на разных постах Б.Н. Ельцина) преимущественно использовались прямые формы взаимодействия власти и общества для достижения целей избирательных кампаний. Например, благодаря лоббированию интересов в вышестоящих и нижестоящих органах власти Б.Н. Ельцин добился принятия решения Политбюро КПСС о строительстве метрополитена в Свердловске, автодороги, соединяющей Свердловск с севером области, заметно улучшил снабжение Свердловской области продуктами питания и интенсифицировал строительство птицефабрик и ферм.

В настоящее время развитие российских регионов осуществляется через систему бюджетных фондов. В частности, для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов используется механизм федерального фонда финансовой поддержки регионов. Средства фонда распределяются на среднесрочный период на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты и социальные нормативы по вопросам местного значения.

GR-технологии развиваются, меняются их содержание и формы проявления (таблица 3).

 

Таблица 3 - Сравнительный анализ GR-технологий в России

 

Критерий сравнения

Избирательные кампании в период становления российской демократии в 1991 г., 1996 г.

Избирательные кампании период развития российской демократии в 2000-2008 г., 2012 г., 2017 г.

Форма взаимо-действия

Медиа-рилейшнз: активное участие в пресс-конференциях, брифингах, круглых столах с критикой советской власти, пропагандой демократических начал и политических свобод населения.

Новая форма взаимодействия – праймериз – внутрипартийные выборы, которые использовались как предварительное голосование для отбора кандидатов для последующего участия во всевозможных избирательных кампаниях. Однако, такая форма определения кандидатов для включения во внутрипартийные списки оказалась не единственно возможной.

Проведение совещаний федеральных органов власти в регионах.

Целевой образ кандидата

Б.Н. Ельцин стал для избирателей неким «слугой народа», «символом решительности», который может помочь решит все волнующие граждан проблемы. Цель политических технологий - «аннулировать» в общественном сознании слабые стороны личности и гиперболизировать сильные стороны (демократическую направленность политики, личную силу, уверенность и надежность).

Путин В.В. как гарант реализации гражданами конституционных прав.

Отношение к сопер-никам

В формально нейтральных информационных материалах реализовывались попытки «демонизировать» образ лидера КПРФ Г.А. Зюганова.

С отменой 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС (1990) и крушением СССР (1991) в России начала появляться несистемная оппозиция, представители которой не согласны с действиями представителей власти. Современные формы организации несистемной оппозиции - коалиция «Другая Россия», либеральное идеологическое направление  ПАРНАС, левое идеологическое направление «Левый фронт», радикально-националистическое направление НПФ «Память»), общегражданские митинги за честные выборы. После мая 2012 года в связи с протестами на Болотной площади и ужесточением наказаний за нарушения законодательства о митингах ряд активных оппозиционеров были арестованы, подвергнуты обыскам, некоторые были вынуждены уехать из России. После этого митинги и другая оппозиционная активность в России пошли на спад.

Еще в мае 2011 г. по предложению В.В. Путина создана коалиция общественно-политических организаций – Общероссийский народный фронт (далее ОНФ), который объединил представителей 23 политических партий, беспартийных кандидатов, всех представителей общественности, которые объединены целью улучшить жизнь страны. В 2011 году состоялись праймериз в Государственную Думу РФ, в которых «Единая Россия» участвовала совместно с ОНФ.

Основные политические позиции ОНФ связаны с исполнением майских указов президента от 2012 г., борьбой с коррупцией и исключением неэффективных бюджетных расходов.

Агитационная кампания лидирующей партии «Единая Россия» на выборах 2016 года «Успех каждого - успех России!» дополнялась повесткой движения ОНФ. Она включала в себя традиционные разделы: «Качество государства», «Экономический рост», «Социальная политика», «Умная сила и культурное лидерство», «Здравоохранение», «Быть хозяином в собственном доме», «Аграрная сверхдержава» и новый раздел «Справедливость и безопасность для мира и для России», посвященный внешней политике государства, что соответствует текущей внешнеполитической обстановке.  По итогам выборов в Государственную Думу РФ в 2016 г. орган законодательный власти почти на 1/5 стал сформирован из представителей ОНФ.

Агитаци-онная кампания

Агитационная кампания «Голосуй или проиграешь», делающая ставку на привлечение молодёжи на избирательные участки путем участия множество популярных актёров, певцов и прочих представителей шоу-бизнеса в агитационных турах по крупнейшим городам России с призывами к молодежи «сделать свободное волеизъявление»; рекламная кампания «Выбирай сердцем».

 

В Удмуртии особенно преуспело развитие GR-технологии в контексте инвестиционной политики в связи с проведением выборов в Государственный Совет Удмуртской Республики в 2017 г. Обобщена информация о более чем 60 тысячах предприятий, среди которых выбраны первые сто, отличившиеся высоким экономическим ростом. Под эгидой республиканской власти успехи и перспективы развития данных предприятий для потенциальных инвесторов станут еще более привлекательными.

 

Технологии нейромаркетинга в органах власти

 

Нейромаркетинг – это подход к исследованиям потребительского поведения человека, использующий достижения нейрофизиологии, когнитивной психологии и маркетинга. Исследования мозга доказывают, что сознание находится под сильным влиянием подсознательной нейронной деятельности. Наглядно представленные результаты изучения реакций мозга на раздражители дают нам точное представление о нейронных процессах и связанных с ними когнитивных и эмоциональных реакциях. Данные три составляющие формируют скрытую часть внешнего взаимодействия личности и общества.

Основоположником нейромаркетинга считают гарвардского профессора Джерри Залтмена, который не только разработал общие методы нового инструмента воздействия на человека, группу лиц, но и запатентовал специальную технологию, получившую название ZMET (Zaltman Metaphor Elicitation Method - метод получения метафор Залтмена). ZMET направлена на изучение подсознательных реакций человека. С помощью наборов специально подобранных картинок, символизирующих скрытые образы-метафоры, специалисты изучают специфику эмоционального отклика, то есть характер реакции человека (положительная, отрицательная, нейтральная). На основе полученных результатов конструируются образы и графические коллажи, которые в дальнейшем ложатся в основу рекламных роликов и эффективно стимулируют покупательский спрос.

Новые исследования гласят, что наблюдение за мозгом, состоянием зрачков и пульсом избирателей более эффективно, чем выслушивание их слов. Благодаря последним открытиям в данной области, высококлассные специалисты по политическим технологиям перешли на основу различных зрительных фокусов при проведении различных мероприятий.

В настоящее время технологии нейромаркетинга приобретают все большее распространение не только в бизнесе, но и в политике. Взаимодействие личности и общества рассматривается как рынок политических интересов, а технология нейромаркетинга как средство достижения целевой позиции на этом рынке. Поэтому востребованными на политическом рынке оказываются маркетинговые стратегии, которые решают следующие задачи: введение кандидата на политический рынок; актуализация на данном рынке кандидата как лидера; выведение с рынка непопулярного кандидата.

Нейромаркетинг на политическом рынке направлен на выяснение особенностей подсознательных реакций избирателя на внешние раздражители, исходящие от отдельного человека, группы лиц, с целью дальнейшего использования этой информации для осуществления манипулятивного воздействия.

Нейромаркетинг может быть: по набору средств и методов – конверсионным, стимулирующим, развивающим; по характеру воздействия – наступательным, оборонительным, выжидательным, поддерживающим, противодействующим.

Нейромаркетинг любой политической кампании включает в себя ряд стадий.

На первой стадии изучается конъюнктура политического рынка:

- выявляются настроения и ожидания различных групп населения;

- определяются характер и типы реакций на возможные действия по решению актуальной проблемы.

На второй стадии формируются стратегия и тактика политического воздействия:

- ожидания населения трансформируются в конкретную программу, в которой определяются цели, методы и средства их достижения;

- просчитываются вероятные результаты;

- выявляются адресные группы, на поддержку которых можно рассчитывать.

На третьей стадии происходит «продвижение товара» (программы, политического курса, кандидата, проекта реформ) на политический рынок. Оно сопровождается пропагандой, формирующей у общества стойкий позитивный интерес к целям кампании.

Инструменты нейромаркетинга в области власти подразделяют на следующие категории:

- СМИ – является вспомогательным инструментом обратной связи представителей политической «верхушки» с подчиненными. Задача – информирование деятельности, а также формирование мнений об актуальных вопросах;

- поведенческие эксперименты – с помощью анализа и синтеза социальных человеческих потребностей выявляется и формируется необходимая информация для органической взаимосвязи представителя во власти с электоратом;

-eye-tracking – индивидуальное формирование мировоззрения на основе зрительных эффектов играет один из основных факторов выбора комфортного существования в социуме;

- анализ выражения лица – по реакции на определённые анатомические качественные факторы (цвет, звук и т.д.) определяется стратегия лояльности, обеспечивающее поддержку политических сил.

Главная особенность нейромаркетинга во власти является увеличенная роль управления мышлением. Управление мнениями – один из наиболее эффективных и экономически выгодных способов рекламы. Данный вид рекламы использует привычку людей делиться с другими людьми новой, интересной и полезной информацией. Такая рекламная стратегия, при которой услуга, товар или их реклама, таким образом, влияют на человека, что он «заражается» идеей распространения этого продукта или услуги, сам становясь активным ее рекламоносителем. Основная задача управления мнениями это: увеличение продаж и рост узнаваемости бренда. Поэтому применение подобных технологий стало популярным и востребованным в избирательных и общественных компаниях партий и партийных деятелей.

Ноу-хау российской публичной власти в медиасфере, как и в остальном мире - активное внедрение социальных сетей и цифровых технологии в осуществление и освещение деятельности различных общественных сил. Как площадку для общения с интернет-пользователями кандидаты, в основном, используют личные медиа. Стандартный набор для информатизации нейротехнологий состоит из:

- персональный сайт;

- личная страница в Facebook/Вконтакте;

- видео-сервис YouTube, где публикуются агитационные видео под различными аккаунтами;

- реже используются twitter, блог в ЖЖ, страница на официальном сайте партии.

 

Технология политического бенчмаркинга

 

Технология нейромаркетинга в политике дополняется технологией бенчмаркинга – сравнением политических портретов кандидатов: качественных характеристик политических программ кандидатов, акцентов в политике и других черт. В последнее время бенчмаркинг используется как инструмент контроля за надлежащим исполнением своих обязанностей представителями власти. Для этого в комплекс политического бенчмаркинга входят: методологические основы разработки системы показателей результативности деятельности кандидатов, проведение мероприятий для достижения целевых показателей результативности, оценка эффективности деятельности кандидата (соотношение достигнутых целевых показателей и выделенных финансовых ресурсов).

Технологии нейромаркетинга и бенчмаркинга в политике могут применяться не только при избрании кандидата на пост, но и для регулирования делового управления.

 

Технологии «черного пиара»

 

Технологии «черного пиара» – это изменение представления об объекте управления со знака «плюс» на знак «минус», технологии манипуляции массовым сознанием с противоположным эффектом.  Наряду с понятием «черные технологии» используются понятия: «грязные технологии», «политические манипуляции», «деструктивные технологии», «политическая контрреклама».

Когда выборы происходят по пропорциональной системе, то на местах сталкиваются уже не столько интересы конкретных личностей, сколько общероссийских политических партий. Здесь применение черных технологий может быть более масштабным.

Особенности «черного пиара», обусловливающие его популярность.

1. Высокая эффективность технологий, обусловленная слепой верой негативу, следуя русской пословице, что «дыма без огня не бывает». Технологии обращаются, прежде всего, к эмоциям, а не к разуму человека. 

2. Предметом критики в «демократическом обществе» чаще всего выступает не программа кандидата, а его личная жизнь, увлечения, интересы, не связанные напрямую с политикой. А в этой сфере вездесущие журналисты всегда найдут тему для компромата.  Потоки компромата в состоянии разрушить репутацию любого кандидата, но лишняя доза компромата заставит усомниться в нем.  То же самое можно сказать и о похвале.  И поэтому разрушаются коммуникативные стандарты, избиратели перестают вообще кому-либо доверять. Фундаментом достоверности становятся «личные» впечатления самого избирателя или признаваемых им лиц.

3. Выигрывает тот распространитель черного пиара, который делает это последовательно, обоснованно и увлекательно. После появления первой порции компромата избиратель ждет продолжения как после просмотра первой части детектива. И здесь появляются не просто слухи, а подтверждения из «независимых» «компетентных» источников. Отбить такие атаки действительно непросто.  Опасен тот, кто наносит удар не сам, а через подставных лиц. Заказчик формально в стороне, он даже может высказать сожаление по поводу случившегося. Он просто высказывает жалость к объекту атаки, усугубляя и без того незавидное положение последнего.    

4. Черный пиар может быть авторизованным и анонимным. В одних случаях заказчик прямо заявляет о себе, раскрывая все карты. Но в большинстве случае заказчик анонимен.

5. Очень удобно устраивать разного рода черные пиар-акции руками общественных некоммерческих организаций, как реально существующих, так и специально созданных. Не секрет, что в последние годы ряд таких организаций в России получал материальную подпитку из-за рубежа. Поэтому неслучайно в законодательство были внесены изменения и введен в оборот термин «иностранные агенты влияния».

6. Разработаны и технологии противодействия черному пиару.

Во-первых, следует найти заказчика черного пиара. Если соперник слаб, то в большинстве случаев реагировать не стоит. Если соперник силен, то следует предпринять ответные шаги.  Они могут быть: публикация опровержения. Это самая простая реакция и зачастую ошибочная. Опровержения только придают вес компромату. Любые оправдания независимо от веса контраргументов воспринимаются как признание вины. Ошибка усугубляется тем, что кандидат сам лично пытается выступить с опровержением. Делать подобное можно только в случае распространения слухов о его внезапной смерти или бегстве из страны. Тогда молчание губительно. В остальных случаях кандидату лучше хранить молчание. 

Во-вторых, возможно использовать технологию подкупа. Деньги могут многое, но не все. Не следует забывать, что одна сумма легко перебивается другой. Поэтому и деньги могут не помочь. Попытка договориться может и не принести ожидаемого эффекта. Чаще всего попытка откупиться дает обратный результат, так как демонстрирует слабость. 

В-третьих, присоединиться к атаке соперника, что эффективно. Довести его аргументы до абсурда.

В-четвертых, обратиться в суд. Учитывая, что в России правит правовой нигилизм, а доказательств может оказаться недостаточно стоит хорошо подумать над результатами судебного процесса.

В-пятых, подрыв важности сообщения, источник компрометирующей информации ставится под сомнение. Это пассивная защита.

В-шестых, нанесение ответного удара руками третьей стороны. Если предыдущий вариант предполагает пассивную защиту, то этот исходит из принципа, что лучшая защита – это нападение. 

Выбор варианта действий зависят от каждого конкретного случая.