Лекция 8. Технология конкурсного размещения государственных и муниципальных заказов

Лекция 8. Технология конкурсного размещения государственных и муниципальных заказов

 

1.      Необходимость внедрения и роль технологии конкурсного размещения государственных и муниципальных заказов

 

Российская финансово-экономическая система характеризуется высокой зависимостью от цен на углеводородное сырье, отсутствием приемлемых условий кредитования экономики, нестабильностью объемов производства, доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и т. д. В этих условиях возникла необходимость проведения комплекса работ по формированию и использованию новых эффективных управленческих механизмов в публичной сфере.

Как показывает мировой опыт, к таким механизмам можно отнести контрактную систему в сфере закупок, значимость которой многократно возрастает в кризисный период, когда объектам экономики особенно нужна поддержка государства, осуществляемая через сферу закупок посредством размещения и выполнения государственных и муниципальных заказов.

В настоящее время бюджетный и закупочный процессы на технологическом уровне разрознены. Заказчики вынуждены работать в нескольких информационных системах, перенося данные из одной системы в другую, а также дублируя их.

Отсутствие единых справочников, классификаторов в бюджетных и закупочных системах является причиной дополнительных трудозатрат на обеспечение непротиворечивости этих данных в различных системах.

Данные обстоятельства стали причиной формирования в Российской Федерации полноценной контрактной системы в сфере закупок.

Значение технологии конкурсного размещения государственных и муниципальных заказов состоит в следующем:

- технология обеспечивает экономию бюджетных средств на основе создания условий равной конкуренции между подрядчиками;

- технология конкурсного размещения государственных и муниципальных заказов должна повысить качество обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных и муниципальных контрактов;

- технология обеспечивает прозрачность на протяжении всего цикла закупок – от планирования до приемки результатов, предупреждает возможность коррупционных действий и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На муниципальном уровне с середины 90-х годов прошлого века начали формироваться технологии муниципального заказа, предусматривающие выделение местным бюджетом целевых расходных средств подрядчикам, способным в установленный срок и с наименьшими издержками выполнить полученный заказ.

 

2.    Нормативная правовая база становления и развития технологии

 

Началу работы системы закупок положил Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

Затем был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Закон формулировал требования к процедурам организации торгов, отбора поставщиков, заключения контракта, юридического оформления сдачи-приемки работ и прочее.

В законе явно преувеличивалось значение цены как критерия оценки конкурсных предложений, а также ограничивался перечень допустимых способов размещения заказа.

Оказалась размыта персональная ответственность заказчика за результаты размещения государственного (муниципального) заказа.

Закон не учитывал особенностей закупок продукции для нужд обороны страны, научно-исследовательских центров, бюджетных организаций и прочее.

Предусмотренные Федеральным законом №94-ФЗ процедуры позволяют участвовать в размещении и побеждать поставщикам с низкой квалификацией, не обладающим реальными производственными возможностями для надлежащего исполнения государственного (муниципального) контракта.

В настоящее время вопросы оптимизации системы государственных и муниципальных закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», упорядочивающими отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, а также с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения потребностей государства и местного самоуправления.

Основу закупок составляет совокупность норм и правил, обеспечивающих единый технологический цикл организации закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Основными обязательными этапами закупочного цикла являются:

- прогнозирование закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

- формирование государственными и муниципальными заказчиками планов обеспечения государственных (муниципальных) нужд,

- размещение заказов на закупку товаров, работ, услуг;

- исполнение и мониторинг контрактов;

- приемка и анализ контрактных результатов в интересах планирования будущих закупок.

 

3.    Информационная основа функционирования технологии

 

На сегодняшний день электронная торговля является наиболее эффективным инструментом организации торгово-закупочной деятельности, так как имеет ряд преимуществ перед традиционной. Вся остальная масса федеральных, муниципальных и региональных заказов переведена на электронные торги и размещается на электронных торговых площадках. Закупки ведутся на общероссийском портале zakupki.gov.ru, на котором государственный или муниципальный заказчик обязаны разместить информацию о проводимом тендере. Эта информация становится доступной для всех заинтересованных поставщиков.

Закупки проводят через аукционы в электронной форме на пяти электронных площадках, отобранных Правительством РФ для проведения электронных аукционов. Электронные аукционы создают конкурентную среду и позволяют участвовать в торгах поставщикам из самых отдаленных территорий. Победителем электронных торгов становится участник, предложивший минимальную цену. Однако у электронных торговых площадок есть и свои недостатки. В основном эти проблемы напрямую связаны со слабыми сторонами законодательства.

Достижение необходимых характеристик эффективного использования бюджетных средств возможно только при условии обеспечения максимальной информационной открытости, доступности участия в процессе отбора поставщиков и преимущественного использования конкурентных процедур в размещении заказов. В этом смысле главным событием является ввод в эксплуатацию единой информационной системы государственных закупок.

В настоящее время в России выполняется масштабная работа по созданию единой информационной системы (далее — ЕИС) в сфере закупок, которая должна стать эффективным инструментом российской контрактной системы в этой сфере, способным обеспечить реализацию социально-экономической политики государства.

Создание ЕИС предусмотрено ст. 4 Федерального закона №44-ФЗ. ЕИС придет на смену существующему на данный момент порталу государственных закупок, на котором размещается информация о заказах на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг. В настоящее время заказчики используют, кроме портала государственных закупок, другие информационные системы (ведомственные, региональные, муниципальные), что крайне неудобно. При этом большинство заказчиков не имеют в своем распоряжении программных комплексов для обеспечения оперативного мониторинга закупочной деятельности.

Органы, контролирующие бюджетный и закупочный процессы, также используют собственные информационные системы. Все это не позволяет на сегодняшний день обеспечивать необходимую эффективность расходования бюджетных средств и способствовать достижению требуемого результата в российской системе закупок.

Существенное отличие ЕИС от портала государственных закупок заключается в размещении более подробной информации о закупках, включающей также реестр контрактов, список недобросовестных поставщиков, библиотеку типовых контрактов, реестры жалоб и банковских гарантий. В ЕИС будут приводиться результаты аудита в сфере закупок и информация о ценах на рынке товаров, работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Все это позволит обеспечивать общественный контроль за закупками.

Нововведения, реализованные в ЕИС, позволят получить единый цикл электронных закупок, сократив временные и финансовые издержки всех участников электронного взаимодействия, что повысит прозрачность и доступность информации о государственных закупках, расширит возможности по аналитике и поиску, позволит расширить контингент участников и приведет в конечном счете к снижению стоимости контрактов.

 

4. Разработка системы мониторинга и анализа эффективности бюджетных расходов

 

Разработка системы мониторинга и анализа эффективности бюджетных расходов при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа обусловлена необходимостью создания механизмов, осуществляющих постоянный мониторинг и системный аудит эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на этапах прогнозирования, планирования и осуществления закупок и оценки качества достигаемых результатов.

Источниками данных для системы мониторинга и анализа закупок являются учетные системы Федерального казначейства, а также официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о государственных и муниципальных заказах. Учетные системы Федерального казначейства предоставляют информацию о бюджетных данных, касающуюся: лимитов бюджетных обязательств; исполнения расходной части бюджета. Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов предоставляет данные о ходе закупочного процесса, касающиеся заказчиков, поставщиков, закупок, контрактов.

Для удобства формирования отчетов и поиска информации в данной системе реализован набор фильтров, посредством которых можно получать искомую информацию по: детализированному справочнику общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКДП) с механизмом кластеризации данных; региону закупки; дате закупки/контракта; начальной цене закупки/цене контракта; стадии закупки/статус контракта; главному распорядителю бюджетных средств; получателю бюджетных средств и т.д.

Важной особенностью системы анализа государственных закупок является возможность выявления нарушений, в том числе: несоблюдение законодательства в области государственных закупок; неэффективное использование бюджетных средств; признаки ограничения конкуренции; неисполнение планов размещения закупок.

Помимо штатных отчетов и функций данная система обладает дополнительными возможностями по самостоятельному анализу информации, такими как:

- конструктор сценариев анализа и выявления нарушений, который позволяет пользователю в пошаговом режиме с использованием предустановленных функций формировать собственную «модель нарушителя» и впоследствии применять ее к другим объектам системы;

- конструктор отчетов, который предоставляет пользователю возможность самостоятельно создавать сложные отчеты для разных объектов системы с возможностью их визуального представления.

Любые сформированные запросы на поиск информации, а также результаты поиска и отчеты могут быть сохранены в системе персонально для каждого пользователя и настроены как объекты мониторинга на постоянное обновление в профиле пользователя. В рубрике «Результативность и эффективность расходования бюджетных средств» представлены четыре аналитических отчета, разработанные для выявления нарушений процесса государственных закупок: 1) схожие товары, работы и услуги; 2) качество информации о государственных заказах и контрактах; 3) история заказчика; 4) история поставщика.

Применение в течение трех лет в тестовом режиме разработанной Федеральным казначейством системы мониторинга и анализа эффективности бюджетных расходов при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа позволило сделать вывод о целесообразности ее применения при формировании ЕИС (таблица 4, рисунок 2).

 

Таблица 4 - Информация о ходе осуществления закупок для государственных нужд
в Федеральной службе государственной статистики

 

 

Среднее количество участников торгов (конкурсов, аукционов)

Процент экономии

 2009 год

4,1

10,73

 2010 год

3,16

12,01

 2011 год

3,38

12,78

 2012 год

3,52

9,54

 2013 год

3,52

13,2

2014 год

3,15

6,34

2015 год

3,52

5,71

2016 год

4,26

5,73

I квартал 2017 года

3,9

1,32

II квартал 2017 года

4,2

2,16

III квартал 2017 года

3,4

2,9

Рисунок 2 - Информация о ходе осуществления закупок для государственных нужд 
в Федеральной службе государственной статистики

Рисунок 2 - Информация о ходе осуществления закупок для государственных нужд
в Федеральной службе государственной статистики