Лекция 9. Технологии противодействия коррупции

Лекция 9. Технологии противодействия коррупции

 

1. Понятие коррупции и ее последствия

 

Коррупция – это сложное социальное явление, у которого есть много определений. Под коррупцией понимают:

- отклонение от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради получения незаконной личной выгоды;

- особое социальное явление, сущность которого заключается в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий в целях личного обогащения;

- социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающемуся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного поведения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

В российском законодательстве под коррупцией понимают злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция имеет ряд негативных последствий (таблица 5).

 

Таблица 5 – Негативные последствия коррупции

 

Вид последствия

Характеристика последствия

1.Экономические последствия

- укрепление теневой экономики, уменьшение налоговых поступлений, ослабление бюджетного регулирования;

- нарушение конкурентных механизмов рынка;

- неэффективное использование бюджетных средств, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов;

- потеря доверия клиентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры, что приводит к ухудшению инвестиционного климата, снижению эффективности государственного управления и экономики в целом

2.Социальные последствия

- недостаток бюджетных доходов снижает способность власти решать социальные проблемы;

- закрепляется имущественное неравенство, бедность населения, что способствует несправедливому перераспределению средств в пользу олигархических групп з счет уязвимых слоев населения;

- дискредитируется право как инструмент регулирования общественной и частной жизни;

- коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности;

- увеличивается социальная напряженность, угрожающая политической стабильности в стране.

3.Политические последствия

- смещаются цели политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;

- уменьшается доверие населения к власти, растет ее отчуждение от общества;

- снижается престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции-

 

2. Технологии противодействия коррупции

 

Технологии противодействия коррупции изложены в ряде нормативных правовых актов.

Указ Президента РФ от 4.04.1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Данный указ предписывал Правительству РФ внести предложения, предусматривающие гарантии социальной защищенности государственных служащих, включая создание нормальных условий их труда, социально-бытового и медицинского обслуживания, а также нормативы компенсационных выплат, соразмерных условиям свободного рынка и режиму государственной службы. Правительство должно было создать внебюджетный фонд за счет средств от реализации конфискованных ценностей и предметов. Средства фонда должны были направляться на развитие материально-технической базы и социальной сферы судов, органов внутренних дел, безопасности, прокуратуры, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и других органов государственного управления.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Федеральный закон от 8.03.2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»; Федеральный закон от 25.07.2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»).

Антикоррупционный потенциал был заложен в Концепцию административной реформы в РФ в 2006-2010 гг., в плане мероприятий по ее выполнению и в законодательстве РФ, регулирующем вопросы государственной службы (Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789-р «Об одобрении Концепции проведения административной реформы в РФ в 2006-2010 годах и плана мероприятий по проведению административной реформы в РФ в 2006-2010 годах»).

В 2008 г. принят Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Последние изменения в данный закон связаны с внесением в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сведений о применении к лицу взыскания в виде увольнения по утрате доверия за совершение коррупционного правонарушения на срок пяти лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

Одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 г. (протокол № 21) Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих, который синхронизировал этические нормы, направленные на обеспечение единства регламентации служебного поведения государственных и муниципальных служащих. Аналогичные кодексы были приняты во многих субъектах РФ.

Управленческие технологии тесно взаимосвязаны между собой. Законодательно установлено, что противодействие коррупции невозможно без осуществления мероприятий по таким направлениям:

1) совершенствование системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности;

2) совершенствование системы государственного контроля и надзора, систем внутреннего контроля;

3) развитие и внедрение механизмов саморегулирования в области профессиональной деятельности;

4) организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;

5) оптимизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий;

6) обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и формируемых ими информационных ресурсов, налаживание обратной связи с потребителями государственных и муниципальных услуг;

7) совершенствование организации деятельности по размещению государственных и муниципальных заказов;

8) внедрение системы оценки регулирующего воздействия;

9) развитие механизмов досудебного обжалования решений административных органов;

10) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

11) внедрение системы мониторинга реализации антикоррупционных программ;

12) формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

Одним из наиболее эффективных механизмов противодействия коррупции является разработка административных регламентов, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и формирование этических основ государственной и муниципальной службы. Создание этической среды функционирования гражданской службы предполагает создание этического режима и этической инфраструктуры гражданской службы, т.е. определение организаций и должностных лиц, в обязанности которых входит обеспечение этических норм гражданской службы (комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов).

Таким образом, внедрение в государственное и муниципальное управление всех вышеперечисленных управленческих технологий способствует противодействию коррупции. По каждой из перечисленных управленческих технологий на федеральном уровне создан государственный Интернет-портал. На нем представлена вся необходимая информация о конкретной технологии государственного управления (обоснование необходимости и последовательность ее реализации, нормативная правовая база, результаты мониторинга и т.п.). В настоящее время продолжается внедрение новых форм электронного государственного управления. Они в перспективе будут способствовать большей эффективности и открытости государственных структур.