Лекция 10. Технология оценки качества и эффективности государственного и муниципального управления

Лекция 10. Технология оценки качества и эффективности государственного и муниципального управления.

 

1. Понятие и методы оценки качества и эффективности государственного управления. Мировые рейтинги эффективности государственного управления

 

Под качеством государственного управления понимают различные характеристики государства. Для оценки качества управления необходимо иметь представление о некоем идеальном состоянии объекта управления, его институтов и их функционировании.

Задача оценки качества государственного управления начала формироваться с конца 90-х годов прошлого века. К то времени была накоплена значительная методическая база по мониторингу и межстрановым сопоставлениям.

Интегральный показатель государственного управления GRICS рассчитывается с 1996 года по 200 странам. Показатель ориентирован на сравнительный анализ состояния государственного управления в различных странах, ан не на измерение динамики этого состояния в одной стране. Показатель состоит из 6 индексов, отражающих различные параметры государственного управления:

- индекс «Право голова и подотчетность» – измеряет степень возможности участия граждан в выборе правительства, степень независимости прессы;

- индекс «Политическая стабильность и отсутствие насилия» – измеряет вероятность резких перемен, смены политического курса;

- индекс «Эффективность правительства» – измеряет качество функционирования государственного аппарата, независимость государственной службы от политического давления, уровень доверия к политике правительства;

- индекс «Качество законодательства» – фиксирует степень проявления мер, противоречащих рыночной экономике;

- индекс «Верховенство закона» – измеряет уровень доверия граждан к законам, степень приверженности к исполнению законов;

- индекс «Контроль коррупции» – отражает восприятие коррупции в обществе.

По данному показателю Россия находится в нижней части рейтинга.

Широко используется индекс растущей конкурентоспособности GCI, который отражает способность экономики добиться стабильного роста в среднесрочной перспективе. Индекс складывается из трех групп факторов: базовых (государственные и общественные институты, инфраструктура, макроэкономика, здравоохранение и школьное образование); повышающих эффективность (высшее и профобразование, эффективность рынка, технологическое развитие); инновационных (развитость бизнеса, собственно инновации). Индекс охватывает 125 стран и строится на основе открытых отчетных данных и экспертных опросов.

По состоянию на 2015 год самыми конкурентоспособными странами мира являются Швейцария, Сингапур, США, Германия, Нидерланды, Япония. Россия занимала 45 место из 140 стран.

Индекс восприятия коррупции CPI отражает ежегодный рейтинг государств мира по оценке уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по десятибалльной шкале. В 2010 году Россия занимала 154 место с 2,1 баллами.

Индекс экономической свободы – это показатель, ежегодно рассчитываемый газетой Wall Street Journal и Фондом Насления Heritage Foundation по большинству стран мира. Анализ экономической свободы проводится с 1995 года. Индекс экономической свободы базируется на 10 индексах, измеряемых по шкале от 0 до 100, при этом показатель 100 соответствует максимальной свободе, а 0, соответственно, минимальной. итоговый индекс представляет собой среднее арифметическое из показателей.

Индексы экономической свободы: свобода бизнеса; свобода торговли; налоговая свобода; свобода от правительства; денежная свобода; свобода инвестиций; финансовая свобода; защита прав собственности; свобода от коррупции; свобода трудовых отношений.

Все страны по этому индексу делятся на следующие группы: свободные – с показателем 80-100; в основном свободные – с показателем 70-79,9; умеренно свободные – с показателем 60-69,9; в основном несвободные – с показателем 50-59,9; деспотичные – с показателем 0-49,9. В 2011 году Россия попала в группу стран с преимущественно несвободной экономикой со значением индекса 50,5.

Индикаторы условий ведения бизнеса – это результаты ежегодного исследования Всемирным банком 189 стран на основе 11 показателей. Результаты представляются в виде доклада, в котором оцениваются нормативные акты, регулирующие деятельность предприятий. Индикаторы касаются: количества, стоимости процедур, связанных с созданием предприятий, размера уставного капитала, получения разрешений на строительство, подключения к системе электроснабжения, регистрации собственности, получения кредитов и тому подобных условий ведения бизнеса. В 2014 году Сингапур занимал 1 место, США – 4 место, Великобритания – 10 место, Япония – 27 место, Россия – 92 место.

 

2. Оценка эффективности государственных программ в России

 

Эффективность реализации государственных программ оценивается по методикам, утверждаемым Правительством РФ и правительствами регионов.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2013 г. № 611 «О Порядке проведения оценки эффективности реализации государственных программ Удмуртской Республики» утверждена методика оценки эффективности государственных программ Удмуртской Республики. В 2016 году проведена оценка эффективности государственных программ.

28 государственных программ Удмуртской Республики имели 835 индикаторов, из них по 679 индикаторам достигнуты плановые значения. Средняя степень достижения целевых показателей (индикаторов) государственных программ составляет 140,6%. Данное высокое значение было достигнуто скорее всего вследствие некачественного планирования целевых показателей. Было признано, что плановые значения индикаторов, по которым фактические значения по итогам 2016 года превысили плановые, требуют корректировки на 2017-2020 годы.

При запланированном объеме финансирования государственных программ за счет средств бюджета Удмуртской Республики в размере 70,9 млрд. рублей (с учетом субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов федерального бюджета) фактическое финансирование составило 68,6 млрд. рублей, или 96,7%.

По результатам оценки эффективность 13 государственных программ признана высокой (эффективность реализации не менее 0,9), 8 государственных программ – средней (эффективность реализации не менее 0,8), 4 государственных программ – удовлетворительной (эффективность реализации не менее 0,7), 3 государственных программ – неудовлетворительной (эффективность реализации менее 0,7).

Неудовлетворительной признана эффективность следующих государственных программ Удмуртской Республики.

1. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Основная причина невыполнения данной программы заключается в неблагоприятных погодных условиях в июле-августе 2016 года: жаркая погода (среднедекадная температура воздуха в августе на 7-9 градусов превышала средний многолетний показатель), недостаточность атмосферных осадков, почвенная засуха, снижение продуктивной влаги в пахотном слое. Сельскохозяйственными товаропроизводителями республики не достигнуты запланированные объемы производства зерновых и зернобобовых культур, картофеля, льноволокна, что сказалось на выполнении мероприятий государственной программы и на оценке эффективности.

В связи со значительным материальным ущербом, связанным с гибелью и повреждением посевов сельскохозяйственных культур в результате атмосферной и почвенной засухи, распоряжением Главы Удмуртской Республики от 1 сентября 2016 года № 374-РГ на территории Удмуртской Республики был введен режим чрезвычайной ситуации.

2. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Не выполненными оказались 45% мероприятий государственной программы в связи с недостижением целевых показателей.

3. Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Удмуртской Республике». Не выполнено 64% мероприятий государственной программы в связи с недостижением целевых показателей.

На основе оценки эффективности реализации государственных программ сформирован рейтинг их эффективности (таблица 6).

 

Таблица 6 - Оценка эффективности реализации государственных программ Удмуртской Республики за 2016 год

 

Наименование государственной программы

Рейтинг

Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния

1

Развитие печати и массовых коммуникаций

1

Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики

2

Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений

3

Управление государственными финансами

4

Развитие инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике

5

Развитие здравоохранения

6

Развитие образования

7

Социальная поддержка граждан

8

Развитие архивного дела

9

Противодействие незаконному обороту наркотиков в Удмуртской Республике

10

Создание условий для устойчивого экономического развития

11

Развитие лесного хозяйства

12

Окружающая среда и природные ресурсы

13

Развитие информационного общества в Удмуртской Республике

14

Развитие потребительского рынка

15

Совершенствование системы государственного управления в Удмуртской Республике

16

Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики

17

Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики

18

Управление государственным имуществом

19

Культура Удмуртии

20

Развитие транспортной системы

21

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Удмуртской Республике

22

Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике

23

Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике

24

Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

25

Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности

26

Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Удмуртской Республике

27

 

3. Оценка эффективности государственного и муниципального управления в России

С 2007 года в соответствии с Указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» утверждены: перечень из 43 показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, методика оценки эффективности и форма доклада высших должностных лиц в Правительство РФ.

1. Объем валового регионального продукта.

2. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека.

3. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с предыдущим годом.

4. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры и искусства к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона.

5. Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума.

6. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год.

7. Смертность населения: младенческая; от 1 года до 4 лет; от 5 до 9 лет; от 10 до 14 лет; от 15 до 19 лет; материнская; в трудоспособном возрасте – всего, в том числе по трем основным причинам; в результате дорожно-транспортных происшествий.

8. Средняя продолжительность временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в расчете на одного работающего.

9. Удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений.

10. Удовлетворенность населения медицинской помощью (процент от числа опрошенных).

11. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене.

12. Доля выпускников государственных (муниципальных) учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений.

13. Удовлетворенность населения качеством общего образования, начального и среднего профессионального образования (процент от числа опрошенных).

14. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, – всего, в том числе: переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи); находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.

15. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.

16. Обеспеченность спортивными сооружениями в субъекте Российской Федерации.

17. Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений.

18. Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения.

19. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя субъекта РФ, – всего, в том числе введенная в действие за год.

20. Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения в субъекте РФ.

21. Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными.

22. Доля многоквартирных домов в целом по субъекту РФ, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами, в том числе: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией, в том числе муниципальной формы собственности (из них в форме муниципальных учреждений), государственной формы собственности (из них в форме государственных учреждений), частной формы собственности (из них хозяйственными обществами со 100-процентной долей, находящейся в муниципальной или государственной собственности).

23. Доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства.

24. Время от подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до получения разрешения на строительство.

25. Заявленная мощность, которая не была удовлетворена в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.

26. Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества.

27. Доля региональных и муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям.

28. Уровень криминогенности (процент от числа опрошенных).

29. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений.

30. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.

31. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта.

32. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе.

33. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на сельское хозяйство в расчете на один рубль произведенной сельскохозяйственной продукции.

34. Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.

35. Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления в расчете на одного жителя региона.

36. Объемы просроченной кредиторской задолженности государственных (муниципальных) учреждений, задолженности бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований по исполнению обязательств перед гражданами.

37. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта РФ, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий).

38. Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на здравоохранение в расчете на одного жителя, в том числе на территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, из них средства обязательного медицинского страхования.

39. Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ в расчете на одного обучающегося: на общее образование; на начальное и среднее профессиональное образование.

40. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на финансирование отраслей социальной сферы.

41. Доля государственных (муниципальных) медицинских учреждений: применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи; переведенных на оплату медицинской помощи по результатам деятельности; переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.

42. Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных: на нормативное подушевое финансирование; на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.

43. Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта РФ, в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных).

На смену Указу Президента РФ № 825 был принят Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», утвердивший 12 показателей (таблица 7).

 

Таблица 7 – Перечень показателей ля оценки эффективности государственного управления

 

Показатели

Единица измерения

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

лет

 

2. Численность населения

человек

 

3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств)

тыс. рублей

 

4. Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями

тыс. рублей

 

5. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации

тыс. рублей

 

6. Уровень безработицы в среднем за год

процентов

 

7. Реальные располагаемые денежные доходы населения

процентов

 

8. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилого фонда

процентов

 

9. Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений

процентов

 

10. Смертность населения (без показателей смертности от внешних причин)

количество умерших на 100 тыс. человек

 

11. Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

процентов

 

12. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов (процентов)

процентов

 

 

С 2012 года приоритет в оценке эффективности стали отдавать органам местного самоуправления. Перечень соответствующих показателей был утвержден Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения.

2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.

3. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.

4. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района).

5. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района).

6. Доля детей в возрасте от одного года до шести лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет.

7. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам.

8. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, – всего, в том числе введенная в действие за один год.

9. Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта РФ и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25%, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района).

10. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет.

11. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).

12. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).

13. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) (процент от числа опрошенных).

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 «Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» для органов местного самоуправления утвердили дополнительно список из 27 показателей (таблица 8).

 

Таблица 8 – Дополнительные показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления

 

Наименование показателя

Наименование показателя

I. Экономическое развитие

V. Физическая культура и спорт

1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников (рублей):

крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций;

муниципальных дошкольных образовательных учреждений;

муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе учителей;

муниципальных учреждений культуры и искусства;

муниципальных учреждений физической культуры и спорта.

16. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (процентов).

 

 

 

2. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя (рублей).

VI. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

 

 

3. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе (процентов).

 

17. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию (кв. метров):

объектов жилищного строительства - в течение 3 лет; иных объектов капитального строительства - в течение 5 лет.

II. Дошкольное образование

18. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения, в том числе земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства (гектаров).

4. Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет (процентов).

VII. Жилищно-коммунальное хозяйство

 

 

5. Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений (процентов).

 

19. Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления указанными домами (процентов).

III. Общее и дополнительное образование

20. Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях (процентов).

6. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений (процентов).

VIII. Организация муниципального управления

 

 

7. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений (процентов).

21. Доля просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных учреждений в общем объеме расходов муниципального образования на оплату труда (включая начисления на оплату труда) (процентов).

8. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений (процентов).

 

22. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) (процентов).

9. Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях (процентов).

23. Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования (рублей).

10. Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях (процентов).

24. Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года, по полной учетной стоимости) (процентов).

11. Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях (тыс. рублей).

25. Объем не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа (муниципального района) (тыс. рублей).

12. Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей этой возрастной группы (процентов).

26. Наличие в городском округе (муниципальном районе) утвержденного генерального плана городского округа (схемы территориального планирования муниципального района) (да/нет).

IV. Культура

27. Среднегодовая численность постоянного населения (тыс. человек).

13. Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры (процентов).

 

14. Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности (процентов).

 

15. Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности (процентов): клубами и учреждениями клубного типа; библиотеками; парками культуры и отдыха.

 

 

1.  Технологии оценки регулирующего воздействия

 

Технологии оценки регулирующего воздействия являются центральным элементом системы эффективного регулирования экономики в развитых странах и в России. Технологии основаны на анализе проблем и целей государственного регулирования, определении возможных вариантов достижения целей, оценке связанных с ними позитивных и негативных эффектов, выбором наиболее эффективного варианта.

Оценка регулирующего воздействия проходит три этапа: анализ нормативного правового акта, публичные консультации, экспертные заключения по оценке регулирующего воздействия.

Технологии оценки регулирующего воздействия позволяют подойти системно к процессам введения, изменения и отмены правовых норм, регулирующих экономику, и обеспечить существенное повышение качества регулирования, предсказуемости и обоснованности возможных изменений в нормативно-правовой базе по экономической деятельности.

В ходе оценки необходимо:

- рассчитать выгоды и издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности, других заинтересованных лиц, связанные с оплатой прямо установленных регулированием платежей, так и с прочими организационными расходами по выполнению вновь вводимых требований, включающими затраты трудового времени сотрудников, необходимых материалов, затраты на консультации и обучение;

- оценить воздействие регулирования на деловой климат и инвестиционную привлекательность страны, региона, на конкуренцию и структуру рынков;

- обеспечить выбор наиболее эффективного варианта решения проблем;

- снизить риски, связанные с ведением нового регулирования и повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

В основе рейтинга качества оценки регулирующего воздействия в субъектах РФ лежит балльная система. В зависимости от количества баллов, полученных за показатели рейтинговой оценки, все субъекты РФ подразделяются на группы:

- высший уровень – от 80 до 100 баллов;

- хороший уровень – от 60 до 79 баллов;

- удовлетворительный уровень – от 40 до 59 баллов;

- неудовлетворительный уровень – от 0 до 39 баллов (письмо от 26.10.2016 г. №1613-СШ/Д26вн «Методика формирования рейтинга качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах РФ»).

Отрицательная оценка нормативного правового акта не означает его автоматическую отмену, но требует от законодателя найти более эффективные альтернативные решения проблемы.

Например, с ноября по декабрь 2017 года прошли экспертизу 58 проектов федеральных законов, 59 проектов постановлений Правительств РФ, 74 проектов ведомственных актов, 30% нормативных правовых актов, прошедших экспертизу, получили положительную оценку, 70% - отрицательную оценку.

Положительный пример оценки регулирующего воздействия.

Министерство транспорта РФ разработало проект федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», в котором предложило установить нулевую ставку налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в аэропортах по обслуживанию воздушных судов по перечню, утверждаемому Правительством РФ, и освободить от налогообложения НДС операции по реализации услуг по аэронавигационному обслуживанию.

Эксперты подсчитали, что предлагаемое проектом акта регулирование будет способствовать не только развитию авиационной отрасли в целом, но и снижению цен на авиаперевозки в среднем на 1,7% ежегодно. Прогнозируемые за период с 2018 по 2021 годы потери налоговых доходов от уплаты НДС в объеме 23,2 млрд. рублей к 2021 году полностью будут восстановлены за счет увеличения объема оказываемых авиапассажирам услуг и развития смежных отраслей (авиационной промышленности, туризма и т.д.) и увеличения в связи с этим поступлений налоговых доходов от уплаты иных налогов.

По оценкам экспертов за период с 2018 по 2021 годы в бюджеты всех уровней бюджетной системы должно поступить не менее 37,5 млрд. рублей дополнительных налоговых доходов. При этом итоговый кумулятивный эффект от введения в действия предлагаемого проектом акта регулирования может составить примерно 14,3 млрд. рублей (заключение Минэкономразвития России от 12 декабря 2017 г. № 35673-СШ/Д26и) [37].

Пример отрицательной оценки регулирующего воздействия.

Проектом постановления Правительства РФ «О порядке разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ» Ростехнадзором предлагалось определить нормативы допустимых сбросов и предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ.

По мнению Минэкономразвития России, предложенные способы регулирования способствуют возникновению правовых рисков для субъектов предпринимательства и необоснованному росту их расходов. Например, проектом акта предусматривалось предоставление соискателем «копии учредительных документов юридического лица или основных документов водопользователя, заверенные в нотариальном порядке». Однако, нотариальное удостоверение учредительных документов юридического лица не является требованием федерального законодательства. Стоимость удостоверения учредительных документов организаций нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными должностными лицами составляет 500 рублей, а плата за услуги правового и технического характера составляет 80 рублей за страницу.

По информации ГК «Росатом» стоимость разработки указанных нормативов на одном предприятии с двумя источниками сбросов составила 2 млн. рублей, повторная актуализация нормативов – 1 млн. рублей. Всего в «ГК «Росатом» входит 38 предприятий, из которых 38 предприятий должны получить нормативы на выбросы, а 22 – на сбросы. Таким образом, затраты на разработку новых нормативов сбросов и выбросов для всех предприятий могут составить примерно 120 млн. рублей. Указанные расходы не включают стоимость проведения экспертиз подведомственными организациями Ростехнадзора и Росгидромета.

В случае принятия и вступления в силу проекта может возникнуть риск подготовки необходимых документов и их экспертирования одним и тем же экспертным центром. Необходимо исключить указанный риск и установить запрет для подведомственных организаций на разработку документации для получения разрешения на выбросы и сбросы радиоактивных веществ. Для этого необходимо разработчику провести оценку расходов хозяйствующих субъектов на подготовку необходимых документов и на проведение их экспертизы (заключение Минэкономразвития России от 21 ноября 2017 г. № 33239-СШ/Д26и).

 

2.  Лучшие практики по оценке регулирующего воздействия за рубежом

С 2004 года в странах ЕС началось движение в поддержку принципов «лучшего регулирования» и их распространения. В 2006 году к инициативе Ирландии, Голландии, Люксембурга, Великобритании присоединились следующие председатели Совета ЕС – Австрия и Финляндия.

По инициативе Чешской Республики в 18-ти месячной программе следующих председателей ЕС (Франция, Чехия, Швеция) в Совете ЕС тематика «лучшего регулирования» стала одной из приоритетов.

Во время председательства Чехии в Совете ЕС в 2009 году был подготовлен Отчет о продвижении инициативы «лучшего регулирования», сделаны предложения к выводам о «лучшем регулировании», которые были одобрены европейским Советом по конкурентоспособности.

Эффективность мер, направленных на совершенствование регулирования предпринимательской деятельности в Чешской Республике оценивалась в соответствии с международной методикой SCM (Standard Cost Model), которая применяется и в ряде других стран-членов ЕС. Данная методика позволяла определить затраты компаний, связанные с административным регулированием.

Основная формула расчета затрат:

Затраты на административное регулирование= стоимость* время*количество, где: стоимость – затраты на заработную плату сотрудников и накладные расходы; время – количество времени, затраченного сотрудником; количество – произведение числа компаний, обязанных предоставить информацию в органы государственной власти и частоты предоставления информации за установленный период времени.

К концу 2012 года меры органов государственной власти Чешской Республики, направленные на совершенствование регулирования предпринимательской деятельности за период с 2005 по 2012 гг., привели к сокращению расходов компаний на 18,2 млрд чеш. крон.

Частным свидетельством того, что прежнее законодательство требовало оптимизации, стало ухудшение позиций Чешской Республики в рейтинге условий ведения бизнеса за последние несколько лет (в 2013 году – 75 место, в 2012 году – 68 место, в 2011 году – 63 место, в 2010 году – 82 место).

Во Франции принципы «умного регулирования», «лучшего регулирования» в 2004 году еще не в полной мере внедрены. С момента проведения предыдущего Обзора ОЭСР по регуляторной политике Франции в 2004 году был принят ряд амбициозных мер по совершенствованию качества регулирования, которые дали положительные результаты, однако, в стране отсутствовала единая стратегия регуляторной политики. 

Французское Правительство провело большую работу по совершенствованию анализа и оценки новых законов и правил регулирования до их принятия и пересмотру процесса общественных консультаций с представителями профессиональных сообществ и бизнеса.

Во Франции не предусмотрено отдельного нормативного правового акта, определяющего показатели эффективности мер, направленных на совершенствование регулирования предпринимательской деятельности. Между тем, принятый Правительством Французской Республики Национальный пакт роста, конкурентоспособности и создания рабочих мест – условно выделил основные показатели эффективности и структурировал их вокруг 8 рычагов повышения конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности, предусматривая конкретные меры для достижения каждого из показателей.

К рычагам повышения конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности отнесены:

- налоговые льготы для повышения конкурентоспособности и создания рабочих мест;

- эффективное финансирование и взаимодействие микропредприятий, малых и средних предприятий;

- повышение качества продукции посредством стимулирования инновационной деятельности;

- новое соглашение в рамках технологических цепочек и предприятий;

- образование, ориентированное на создание рабочих мест и на будущее для молодежи и работников;

- упрощение и стабилизация регулирования и налогообложения для предприятий;

- государственная политика и структурные реформы в области конкурентоспособности.

Франция занимала довольно высокие позиции в международных и национальных рейтингах ведения бизнеса: 31 место в 2009 и 2010 гг., 26 место в 2011 г., 29 место в 2012 г. Однако, в последние годы наметилось небольшое снижение ее рейтингов: в 2013 г.  позиция Франции снизилась на 5 пунктов и заняла 34 место.

В 2011 году Министерство экономики Словакии подготовило Концепцию улучшения бизнес-климата в Словакии. Данная Концепция, помимо системных изменений в регулировании предпринимательства в Словакии, в том числе включает в себя снижение на 30% административных барьеров.

С целью создания благоприятного климата для осуществления предпринимательской деятельности в Италии, в том числе иностранными лицами, итальянское правительство в течение последних 15 лет провело ряд структурных реформ, направленных на упрощение бюрократических процедур, устранение различного рода препятствий (правовых, тарифных, административных, судебных) и унификацию итальянского законодательства в соответствии с нормативно-правовыми актами ЕС для поддержания конкурентоспособности страны и привлечения большего числа иностранных инвесторов.