Лекция 11. Технологии планирования, прогнозирования, контроля, принятия решений

Лекция 11. Технологии планирования, прогнозирования, контроля, принятия решений

 

1. Технологии планирования в сфере государственного и муниципального управления

 

Технологии планирования в сфере государственного и муниципального управления – это разработка последовательности выполнения целей и задач, направленных на развитие экономики, поддержание жизненного уровня населения, улучшение условий его проживания.

Благодаря планированию территориальные образования определяют перспективы своего развития, устанавливают связь между органами управления и населением, проживающим на территории.

Выделяют три вида планов: краткосрочный (1 год), среднесрочный (3 года), долгосрочный (свыше 5 лет). Планы должны быть увязаны между собой и с приоритетными задачами в развитии национального и регионального хозяйства.

Объект планирования – это территориально-производственная система, состояние и тенденции развития которой необходимо спланировать.

Субъект планирования – это группа людей, имеющих интерес к разработке и реализации заявленного плана, способных предпринимать усилия по выполнению плана.

В основе планирования находится совокупность приоритетов территориального образования, опирающихся на располагаемую ресурсную базу и финансовые источники.

Технология планирования включает в себя следующие действия:

- общее руководство составлением, исполнением, контролем за исполнением планов и программ территориального развития;

- увязку планов с приоритетными задачами развития экономики;

- разработку межотраслевых балансов и расчет финансового обеспечения избранных приоритетов;

- составление оперативных экономических планов и текущий контроль над их исполнением;

- планирование фискальной политики региона и разработку предложений по не фискальным методам привлечения средств на развитие территории;

- разработка долгосрочных и среднесрочных планов развития территорий.

Принципы планирования.

Принцип эквифинальности – свойства планируемой системы определять свой рост не из собственных предпосылок, а от текущего состояния системы, вызванного ее реальным положением в среде.

Принцип мозаичности – выделение в структуре плана равноправных субъектов планирования.

Принцип комплексности – учет в содержании плана полноты и разнообразия имеющихся в обществе проблем и интересов, выраженных во взаимосвязи и согласованности друг с другом, а также с обеспечивающими их ресурсами.

Принцип пропорциональности – учет в распределении ресурсов и целей развития между территориальными образованиями в соответствии с местом данной территории в системе разделения труда и приоритетами социально-экономического развития.

Принцип экологичности – учет формообразующей роли среды в обеспечении целостности планируемой системы.

Принцип экономичности – необходимости минимизации расходов по всем направлениям.

Правовая основа технологии планирования – Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Стратегическое планирование представлено как деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности страны.

Федеральный уровень власти отвечает за установление принципов организации и функционирования системы стратегического планирования, определения порядка осуществления стратегического планирования, приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, а также способов и источников ресурсного обеспечения их достижения, формирование комплекса мероприятий, направленных на достижение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития РФ, решение задач обеспечения национальной безопасности страны, установление общих требований к содержанию документов стратегического планирования, к последовательности и порядку их разработки, корректировки, рассмотрения и утверждения.

Региональная власть определяет приоритеты в области социально-экономического развития субъекта РФ, долгосрочные цели и задачи развития, согласующиеся с целями и задачами федерального уровня, устанавливает требования к содержанию документов стратегического планирования в регионе, разрабатывает, утверждает эти документы, осуществляет мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, обеспечивает согласованность и сбалансированность.

В полномочия муниципальных образований по стратегическому планированию входят: определение целей и задач развития муниципального образования, согласованных с приоритетами, целями и задачами вышестоящих уровней власти, разработка, утверждение, реализация документов, мониторинг, контроль исполнения.

Цель технологий – координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики.

Первый этап стратегического планирования связан с отраслевой тематизацией плана. Анализ состояния отраслей региональной экономики, который целесообразно проводить с помощью СВОТ-анализа. Цель метода заключается в определении возможных характеристик среды в разрезе четырех вероятных состояний: сильные стороны и открывающиеся возможности, сильные стороны в отрасли имеющиеся угрозы, слабые стороны отрасли и открывающиеся возможности, слабые стороны и возможные угрозы.

Второй этап планирования – выявление существующих проблем развития, в ходе которой осуществляется экономическое обоснование плана.

Экономическое обоснование задается в рамках жестких бюджетных ограничений. На этой стадии отбираются приоритетные направления в развитии региона, опирающиеся на точки роста, максимально адаптированные к социальным и экономическим критериям отбора.

Для сбора информации по проблемам развития отрасли и обобщения проблем целесообразно использовать метод тематических карточек, которые рассылаются на предприятия. Затем полученная информация обобщается тематической комиссией.

Общая схема выявления проблем развития:

- описание проблемы;

- выделение основных целей и задач по преодолению проблемы. Необходимо выделить приоритеты в развитии отрасли, возможные направления в развитии отрасли, расположенные в порядке убывания значимости;

- разработка конкретных мероприятий, призванных усилить состояние отрасли и ее конкурентные возможности. При разработке мероприятий надо указать перечень постановлений, ГОСТов, технических заданий, утвержденных программ, проектов и других документов, способствующих реализации мероприятия. В представлении мероприятий надо указать стадию жизненного цикла в реализации мероприятия (замысел, научно-исследовательская работа, опытно-конструкторская работа, проектная работа, внедрение проекта, производство, утилизация), состояние используемых ресурсов, временные рамки прохождения стадий. Привести ожидаемый график финансовых поступлений от реализации направлений, указать на целесообразность помощи и участия других отраслей. Описание мероприятий можно представить в виде следующей схемы (таблица 9).

 

Таблица 9 – Свод мероприятий по реализации стратегии

 

Мероприятие по реализации стратегии

Методы осуществления мероприятия

Достигаемые цели (задачи)

Показатели эффективности, характеризующие результат

 

 

 

 

 

Третий этап стратегического планирования – составление прогноза и перспектив развития отрасли. Связан с политической тематизацией плана, в ходе которой достигается согласие между ведущими политическими силами как на местном уровне, так и на федеральном уровне. Этап может быть организован в виде учредительной конференции, когда происходит публичное обсуждение плана, разрабатываются меры по его реализации.

Критериями качества выполненной работы являются полнота анализа состояния отраслей, вовлеченность в ее разработку максимально большого числа представителей общественности и деловых кругов, репрезентативность в содержании ее проблем, точная оценка экономических и социальных последствий в реализации заявленных программ, реализм и научная достоверность.

 

2. Технология прогнозирования

 

Прогнозирование в органах власти носит преимущественно социальный характер, т.к. основная часть прогнозов направлена на предсказание социально-значимых исходов развития общества.

Прогнозирование социальных процессов имеет особенности, связанные с коммуникативным характером объекта прогноза. Прогнозу подвергается объект, имеющий некий внутренний источник спонтанных всплесков, характер и частота которых определяются не столько параметрами внешней среды, сколько сущностной предрасположенностью самого объекта, выявляемой в ходе межсубъектных контактов.

Цель социального прогнозирования – предсказание исходов сложившихся тенденций в развитии общества, образуемых в ходе взаимодействия различных социальных групп, принятия политических решений, функционирования экономических институтов и агентов рынка.

Объективной основой научного прогноза являются координаты объекта, представляющие собой устойчивое соотношение между количественными и качественными показателями, возможное изменение которых не влечет трансформации сложившегося соотношения и может быть предсказано при наличии соответствующих условий.

Основные задачи прогнозирования:

- предсказание тенденций развития территории на перспективу, в т.ч. вероятных темпов и уровней ее развития, структурных сдвигов для определения того, что нужно делать в настоящее время, чтобы обеспечить надежное будущее;

- постановка научно-технических, социально-экономических и других проблем, которые должны решаться в настоящее время в интересах будущего и для которых необходимо разработать программу их решения;

- предсказание последствий, проводимых в настоящее время экономических и социально-экономических мероприятий с целью предупреждения диспропорций.

Прогнозирование может быть долгосрочным, среднесрочным, краткосрочным.

Выделяют три вида прогноза:

- предвидение возможных тенденций, способных изменить условия деятельности объекта (поисковая функция прогнозирования);

- выявление альтернативных вариантов воздействия на естественную траекторию развития объекта с целью выбора оптимального варианта (оптимизационная функция);

- оценка хода и последствий исполнения принятого решения со слежением и корректировкой соответствующей деятельности (контрольная функция).

Выделяют два вида поискового прогнозирования:

- экстраполятивное (традиционное) – предполагает, что динамика объекта прогнозирования не претерпит резких колебаний и воспроизводится последовательно и непрерывно;

- альтернативное (новаторское).

Целесообразно применять наиболее распространенные методы прогнозирования – метод простой экстраполяции, метод трендовой экстраполяции.

Простая экстраполяция – это простое перенесение тенденций прошлого на будущее путем подбора количественных параметров в рамках определенного временного диапазона.

Научная экстраполяция – отбор ключевых показателей изменения, значения которых в прошлом дает возможность исследовать, предвидеть соответствующие изменения в обозримом будущем.

Алгоритм прогнозирования на основе экстраполяции включает прохождение двух ключевых этапов: оценка возможного верхнего предела для роста параметров, который подвергнут прогнозированию, и подбор регрессии, задающей параметры исследуемого процесса в любой точке временного периода.

Метод трендовой экстраполяции предусматривает использование агрегированных параметров объекта и построение так называемых трендов, представляющих динамику сложносоставных показателей.

Основное отличие трендовой экстраполяции от простой экстраполяции заключается в том, что первый метод базируется на выявлении интегрального показателя, чье изменение показательно в тенденциях динамики объекта прогноза.

Метод альтернативного прогнозирования применяется в том случае, если исследуемая среда развивается спонтанно и импульсивно, динамика показателей развития объекта подвержена значительным колебаниям. В этом случае исход в изменении объекта обнаруживает множество возможных состояний. Это разновидность сценарного прогноза, целью является выработка максимально возможных вариантов динамики исследуемого объекта.

Сценарный метод прогнозирования базируется на сочетании количественных и качественных характеристик объекта прогнозирования. Количественные методы позволяют отследить динамику ключевых контрольных параметров исследуемого объекта, тогда как количественные методы позволяют исследовать прогнозируемый объект в единстве всех возможных альтернатив.

Следует выявить три вида сценариев: пессимистический, вероятностный, оптимистический.

Сценарии бывают поисковые и нормативные.

Поисковый сценарий ориентирован на изучение возможных альтернатив социально-экономического развития.

Нормативный сценарий занят более узкой задачей – изучением альтернатив внутри заданных субъектом управления целей.

Этапы реализации сценарного прогноза:

- разрабатываются два сценария: оптимистичный и пессимистичный прогноз;

- определяются основные тенденции в динамике ключевых экономических показателей по каждому варианту;

- изыскивается наиболее вероятный вариант в динамике исследуемой ситуации.

Нормативное прогнозирование предполагает предварительную выработку целей и стратегических ориентиров в динамике исследуемого объекта. Цель – превентивное предсказание отклонения динамики объекта от его целевых ориентиров и определенных возможных последствий, к которым может привести несоблюдение норм. Результат прогноза – не контрольный показатель, а пути, воздействующие на его изменения, или последствия, которые могут быть названы действием этого норматива. Нормативный прогноз используется, когда исследуемая ситуация выражается через систему принятых стандартов, существование которых является исходным условием. Например, прогнозированию нормативным методом подлежит оценка последствий для бюджетов различных уровней после повышения минимальной заработной платы.

Нормативный прогноз может проявляться также в том случае, если исследователь обладает неполной информацией о состоянии объекта и оценивает его динамику, исходя из степени влияния на нее внешних факторов. Например, прогноз развития чрезвычайных ситуаций (пожары в лесах), сложность которого сопряжена с большим количеством факторов. Предмет такого прогноза – прогнозная оценка способности уполномоченных служб нейтрализовать влияние неблагоприятных событий.

 Морфологический метод прогнозирования – возможность разделения исследуемого процесса на элементы, которые можно изменять независимо друг от друга. Общее решение получают, взяв одно из возможных решений для каждой части. Суть морфологического метода состоит в вычленении задач из общей проблемы с нахождением оптимального варианта решения этих задач.

Цель морфологического прогноза – найти все возможные варианты поставленной проблемы путем последовательного подбора структурных элементов системы или признаков.

Алгоритмы морфологического прогноза.

- точная формулировка проблемы, подлежащей решению;

- тщательный анализ всех параметров, важных с точки зрения данной проблемы;

- построение морфологического ящика. Он строится в виде дерева или матрицы с параметрами. Для каждой ветви подсчитывается вероятность или техническая возможность реализации параметра. Можно путем перестановок и различных сочетаний параметров выработать разные варианты возможных решений;

- изучение всех решений с точки зрения их функциональной ценности;

- выбор наиболее желательных конкретных решений и их реализация.

Морфологический анализ открывает возможность для создания оптимальной схемы решения поставленной технической задачи и разработки альтернативного варианта ее решения.

Прогнозы по степени точности бывают: точечные, интервальные, инвариантные и вариантные.

 

3. Технология территориального планирования

 

Территориальное планирование – это планирование развития территории на основе установления функциональных зон и определения порядка и правил размещения застраиваемых в границах этих территорий объектов.

Объектом территориального планирования является застройка территории.

Все входящие в РФ территориальные образования должны подготовить документы территориального планирования, в которых должно быть обосновано назначение различных земельных участков исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов ы целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан. При отсутствии документов территориального планирования не разрешается органам власти принимать решения о резервировании земель, их изъятии, в т.ч. путем выкупа, переводе земель из одной категории в другую, выделении земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Документы территориального планирования:

- схемы территориального планирования муниципальных территорий;

- генеральные планы поселений и городских округов, включая карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.

Группы объектов градостроительного регулирования, установление которых предусмотрено генеральным планом:

- границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа или поселения;

- функциональные зоны;

- зоны размещения объектов капитального строительства местного значения;

- зоны с особыми условиями использования территорий, создание которых обосновывается размещением объектов капитального строительства.

Цель документов территориального планирования – закрепить пространственную локализацию деятельности публичных органов и размещенных на территории объектов.

На федеральном уровне документами территориального планирования являются схемы территориального планирования РФ в таких областях как: федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный), автомобильные дороги федерального значения, оборона страны и безопасность государства, энергетика, высшее профессиональное образование и здравоохранение.

На региональном уровне схемы территориального планирования содержат сведения о размещении объектов железнодорожного, водного и воздушного транспорта, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, об источниках чрезвычайных ситуаций, межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и эпидемий, учреждений образования, здравоохранение и физической культуры и спорта.

На муниципальном уровне разрабатываются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов.

В генеральном плане поселений устанавливаются функциональные зоны. Предусмотрен порядок преобразования функциональных зон в территориальные зоны с учетом принятых в поселении правил землепользования и застройки, видов разрешенного пользования земель.

В дальнейшем муниципалитет должен провести торги на отведение участка под застройку той или иной организации в соответствии с проектом застройки и межевания территории, определенным генеральным планом поселения. После того как застройщик получит необходимые документы, он имеет право начинать застройку территории на основе принятого градостроительного плана на земельный участок.

Правила землепользования и застройки должны быть утверждены во всех поселениях. В них определен правовой режим использования земельных участков и объектов недвижимости на территории поселения. Правилами также устанавливаются градостроительные регламенты, которые определяют вид разрешенного землепользования и объектов капитального строительства; предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются для всех земельных участков и объектов недвижимости, размещенных в соответствующей территориальной зоне, и обязательны для всех собственников и пользователей этих участков. Основные виды территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного значения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и т.д.

Правообладатель земельного участка для реализации права на его использование должен предоставить градостроительный план земельного участка, в котором должны быть: границы, виды разрешенного использования, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, ограничения на использование, включая границы зон действия публичных сервитутов.

На основе градостроительного плана земельного участка подготавливаются документы: землеустроительная документация для государственного кадастрового учета земельного участка с последующей государственной регистрацией прав на земельный участок (после его предоставления в соответствии с порядком, определенным земельным законодательством), проектная документация, разрешение на строительство, разрешение на ввод построенного, реконструированного объекта в эксплуатацию.

Если РФ меняет свои планы и схемы территориального планирования, то правила размещения и застройки, генеральные планы поселений и городских округов, схемы территориального планирования муниципальных районов должны подлежать корректировке.

 

4. Технология форсайта

 

Модернизация российской экономики в рамках текущего социально-экономического развития требует определить «прорывные» сферы, в которых Россия сможет добиться значительных социально-экономических результатов. В качестве такой технологии прорыва может выступать технология форсайта как метод исследования будущего.

Под форсайтом понимается систематическая оценка долгосрочных перспектив науки, технологий, экономики и общества для определения стратегических направлений исследований и новых технологий, способных принести наибольшие социально-экономические блага.

Форсайт как технология предвидения будущего развития общественных изменений основана на активном участии разработчиков в конструировании заданных ориентиров и сопровождается мерами по обеспечению движения общества по выбранной траектории на базе общественного консенсуса. В процессе форсайта разрабатываются сценарии развития отдельных направлений науки и технологий.

Методология форсайта объединяет десятки традиционных и множество новых перспективных методов. При этом происходит их непрерывное совершенствование, доработка приёмов и процедур, и как следствие повышается обоснованность предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития управляемых систем.

Нет смысла использовать технологию форсайта по всякому поводу. Достаточно определить ключевые факторы, которые могут оказывать влияние на состояние объекта. По их динамике судят о тенденциях развития.

В разработке технологий форсайта участвует множество экспертов из различных сфер деятельности, связанных с тематикой и направлением конкретного форсайт-проекта. Также осуществляется проведение опросов определённых групп населения, прямо заинтересованных в решении проблем.

Результатом использования технологии форсайта являются дорожные карты.

Дорожная карта – это документ, отражающий возможные пути развития исследуемого объекта в будущем, на основании которых формируются стратегии развития этих объектов на долгосрочную перспективу.

 Дорожные карты – это инструмент активного прогноза, позволяющего подготовить принятие важных решений в условиях высокой неопределенности, служат основанием для координации деятельности различных участников, вовлеченных в процесс исполнения мер по дорожной карте, стимулируют различных игроков политического и общественного пространства к исполнению определенных действий, содействующих достижению заложенных в дорожные карты целей.

В настоящее время технологии форсайта проникают на самые разные уровни принятия управленческих решений. В целом, реализация форсайт-проектов на государственном и муниципальном уровнях будет способствовать развитию культуры стратегического мышления в органах власти, повышению уровня стратегического управления, качества разработки и реализации целевых программ, более эффективному проведению административных и социально-экономических реформ.

 

5. Технологии принятия решений

 

Принятие решений в системе власти связано с тем, что решение должно быть эффективным, социально значимым, признанным большинством населения, отвечающим критериям легитимности, справедливости, научной обоснованности (взвешенные, достоверные, доказательные).

Лица, принимающие решения на государственном уровне, – глава государства, правительство, законодательный орган власти, конституционный суд, верховный суд.

На региональном и местном уровне инициаторами принятия решений выступают представители основных ветвей власти.

Решения могут быть стратегические и оперативные, комплексные, простые, одно- и многокритериальные, гибкие, жесткие, штатные и внештатные решения, предварительные, текущие, реализационные решения, пробные, упреждающие, целевые, кратко, средне-, долгосрочные решения.

Оценка принятых решений должна быть не только в денежной форме, но и в оценке социальной пользы от их исполнения, в виде общественных преференций, качественных характеристик различных сфер жизни, гармонизации общественных интересов, отработанности технологий, претворения решений в жизнь. Публичные решения должны предусматривать процедуру предвосхищения возможных результатов многих решений, которые проявляются через продолжительное время.

Стадии принятия публичных решений включают в себя:

- описание проблемной ситуации;

- формулировку проблемы, требующей решения;

- предварительный анализ, выдвижение гипотез;

- установление целей и задач;

- определение критериев оценки;

- поиск, анализ и сопоставление альтернатив, вариантов решения, учет мнения населения (публичные слушания, опросы населения, созыв конференций, референдум);

- оценка риска;

- выбор оптимального варианта решения;

- разработка плана реализации принятого решения.

 

Регламент как средство принятия решений.

 

Регламент включает в себя перечень предписаний, позволяющих определить порядок принятия управленческих решений на базе структуры административного органа в рамках выделенных в нем полномочий и распределения ответственности между индивидуальными членами.

Регламентация услуг направлена на устранение избыточных действий, упрощение административных процессов. Степень упрощения административной процедуры является критерием качества административного регламента.

Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. №679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)»
определены основные требования к порядку разработки и содержанию административных регламентов исполнения функций и административных регламентов предоставления услуг (стандарт предоставления государственной услуги, состав, сроки и последовательность действия органов власти, порядок взаимодействия его структурных подразделений при оказании государственных услуг, особенности выполнения административных процедур в электронной форме, перечень оснований для отказа в предоставлении услуги, формы контроля за исполнением регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, или должностного лица).

Регламентация деятельности органов власти нужна для обеспечения качества и утверждения порядка реализации принятых решений.

Регламентации подлежат:

- порядок созыва сессий, парламентских слушаний, заседаний комиссий и комитетов, определение кворума, порядок обсуждения законодательных инициатив и их принятия, порядок применения права вето.

Регламент проведения совещаний и сессий.

Призван упорядочить работу на крупных представительных мероприятиях с точки зрения организации работы и экономии рабочего времени. Структура регламента: общие положения, планирование работы, организационные мероприятия.

Организационные мероприятия:

- порядок подготовки вопросов;

- порядок проведения организационных мероприятий;

- определение полномочий участвующих в организации субъектов;

- порядок проверки реализации полномочий;

- время, отводимое на доклады и выступления;

- ведение протоколов;

- публикация регламента;

- порядок изменения регламента.

Регламент документооборота – это установление порядка регистрации и передачи проходящих через управленческие звенья распорядительных документов на основе действующих нормативных документов.

Стадии прохождения документов:

- входная стадия – документ принимается к рассмотрению;

- стадия рассмотрения документа – делегирование полномочий на анализ документа должностному лицу, чьи функции наиболее близки по профилю зафиксированной в документе проблематике;

- выходная стадия – подписание и отметка о закрытии документа.

Регламент принятия решений.

Определяет порядок подготовки и принятия решений между управленческими уровнями.

Используется при рассмотрении таких документов как:

- формирование структуры административных органов;

- распределение полномочий среди должностных лиц;

- определение порядка выборов должностных лиц;

- реализация текущей деятельности по координации (образование комиссий и рабочих групп);

- распределение финансовых потоков.

Кроме того, в регламентах могут рассматриваться вопросы: порядок внесения проектов документов, принятие нормативных актов, установление контрольных сроков подачи и рассмотрения документов, порядок утверждения должностных лиц, порядок взаимодействия главы совета и главы муниципального образования, порядок отчета главы администрации, процедура возможного отзыва главы администрации, способы разрешения споров между ветвями власти, порядок рассмотрения запросов депутатов, порядок рассмотрения жалоб населения.

 

6. Технологии контроля

 

Технологии контроля – это совокупность средств и процедур, посредством которых оценивается соответствие выполнения представителями органов власти функций принятым ими стандартам.

Виды контроля:

- исполнительный контроль – связан с возможностью административного влияния на работу исполнительных органов власти различных уровней, ведомств и отраслей;

- законодательный контроль – правоспособность отдельных специализированных органов на территории оценивать соответствие деятельности субъектов различных уровней действующему законодательству;

- судебный контроль – опирается на отлаженную в судебной системе практику согласования решений между различными институтами судебной власти установленный порядок принятия к производству и рассмотрению дел.

- стратегический контроль – отслеживание соответствия деятельности хозяйствующего субъекта стратегическим целям;

- оперативный контроль – нацелен на выполнение функций подразделениями органов власти;

- внутрифирменный (организационный) контроль – связан с регулированием деятельности служащих, оценкой исполнения ими своих обязанностей и корректировкой функций. Опирается на тщательно разработанную систему должностных инструкций и аттестации;

- текущий контроль – связан с обеспечением исполнения целей и задач административным аппаратом в целом на основе соблюдения контрольных нормативов состояния и функционирования объекта управления. Основан на выработке оптимальной схемы функционирования объекта управления, соблюдения контрольных нормативов качества услуг и режима их предоставления;

- кадровый контроль – контроль соблюдения служащими требований нормативных правовых актов. Кадровый контроль осуществляется с помощью кадровой документации: организационные документы (должностные инструкции, штатное расписание, регламент работы), распорядительные (приказы и распоряжения), информационно-справочные (протоколы, акты, переписка, графики, касающиеся кадровых процессов), учетные и персональные (личное дело);

- служебный контроль – деятельность по отслеживанию и регулированию текущих оперативных задач, опирающаяся на сложившуюся структуру функциональных обязанностей членов организации. Инструменты контроля – регламент и должностные инструкции;

- санитарный контроль – отслеживает и регулирует деятельность хозяйствующих субъектов по соблюдению норм санитарной безопасности производственного процесса. Инструменты – нормативы выбросов и расходов материалов, сведения о заболеваемости населения территории;

- средовой контроль – деятельность уполномоченных органов по отслеживанию и регулирования отношений между хозяйствующими субъектами и населением природных ресурсов в ходе природопреобразующей деятельности. Инструменты – лицензирование и аудит хозяйствующих субъектов, чья деятельность наиболее сильно влияет на окружающую среду;

- юридический контроль – средство правового обеспечения производственного процесса, обоснования принимаемых решений на соответствие действующему законодательству. Инструменты – законодательство всех уровней, судебные решения;

- финансовый контроль – проверка расходования бюджетных средств в соответствии с графиком исполнения плановых задач;

- входной контроль – наблюдение и регулирование входящих в организацию потоков (материальных – оборудование, сырье, ресурсы), технологических (ноу-хау, патенты), кадровых, организационных (документы), информационных (письма граждан и обращения), финансовые (платежные документы). Входной контроль нужен для того, чтобы все задания, вытекающие из схем стратегического и оперативного планирования, были правильно распределены между членами организации, чтобы каждый работник представлял, что он должен делать, какова его ответственность за нарушения;

- выходной контроль – деятельность по управлению отношениями в организации, основанная на необходимости отслеживания результатов выполнения производственных заданий, их текущего анализа и последующей корректировки. Функции контроля на входе и выходе должны быть разделены между разными людьми;

- административный контроль – подчинение деятельности исполнительного звена принятым в обществе образцам и схемам организационного поведения, документам внутреннего распорядка. Инструменты – контрольные задания, должностные инструкции, регламенты;

- окружной контроль – организация наблюдения за деятельностью низовых подразделений органов власти по основным направлениям деятельности и сбора сведений по ключевым позициям административной и статистической отчетности. Инструменты – программы социально-экономического развития муниципалитетов, социальные паспорта микрорайонов, отчеты об использовании целевых бюджетных средств;

- отраслевой контроль – базируется на индикативных показателях для ведущих отраслевых групп муниципальных образований, от состояния которых зависит благосостояние граждан. Использует инструменты экономической политики органов власти, меры государственной и муниципальной поддержки ведущих системообразующих предприятий и отраслей.

Стадии контроля: формулировка стандартов, нормативов; определение допустимых отклонений; корректировка деятельности.

Контроль должен быть большей частью предупреждающим, а не констатирующим.

Матричный метод организации контроля – составляются таблицы, в которых соотносятся два уровня информации в разрезе запланированного результата:

- должностной уровень оценивается по должностям (директор, заместитель директора, начальник управления, начальник отдела и т.д.) и личным качествам (профессионализм, аккуратность, работоспособность, честность, компетентность, здоровье) по баллам;

- степень ответственности контролирующих органов за выполнением плановых заданий в разрезе должностей (мэр, директор департамента, начальник управления). Критерии оценки – своевременность выплаты заработной платы, проведение аттестаций, качество, сроки. Оценка осуществляется с помощью плюсов, минусов.

Объекты контроля – качество результатов труда, дисциплина труда, качества предоставляемых публичных услуг существующим законам, распоряжениям, внутреннему регламенту.

Контролирующее лицо должно быть подробно инструктировано о нормах и стандартах, критериях качества, подведомственных подразделениях.

Контрольные органы – организационно-правовой отдел, пресс-центр, общий отдел, контрольно-ревизионная комиссия, отдел по работе с населением, письмами и обращениями граждан.